Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
05:01 

О Съезде кинематографистов

СОЮЗ МЕРТВ, А МЫ ЕЩЕ НЕТ

Союз кинематографистов Росси Два дня кинематографического шоу в московском Гостином дворе еще раз отразили самочувствие всей страны. Как впрямую, так и «от противного».

Теперь, когда благодаря достижениям информационной эпохи почти полная стенограмма, с видеофрагментами, чрезвычайного съезда (общего собрания) Союза кинематографистов России доступна всем на Полит.ру, когда все репортажно-возмущенные и насмешливые тексты опубликованы, когда скандал продолжается, отчетлив факт: коренная проблема опять осталась за кадром и мало кого интересует.

Суть формулируется известными словами товарища, памятник которому только что продырявили вандалы в Петербурге. Ленин сказал о декабристах: страшно далеки они от народа. Осмелюсь утверждать: большинство и участников декабрьского YII съезда Союза кинематографистов России, и пришедших в Гостиный двор на акцию, озаглавленную как чрезвычайный внеочередной съезд (Общее собрание) Общественной организации «Союз кинематографистов Российской Федерации», под собою не чуют страны.
В чем коллег и упрекнул режиссер-документалист Валерий Тимощенко, живущий в Краснодаре. Что просто обязывает меня рассказать об этом именно на ЮГАх.

Но начать придется из 1997-го, когда в московском Доме кино проходил YI съезд СК РФ. Простите самоцитату из текста про него, она многое объясняет: «Первое, что мы услышали, приехав в Москву: Соловьев уходить с поста председателя не хочет, будет драка, конкуренты – Михалков и Абдрашитов, Никита, конечно, мэтр и его знают на Западе, но – !!! (большие глаза) будут везде посажены свои люди и вообще – конец демократии! Он, правда, дал денег на съезд – не то 40 миллионов, не то 40 тысяч долларов... – не дал, а одолжил – не своих, студии «ТриТэ», а из Фонда культуры, который возглавляет... И он не хочет выбираться, а хочет, чтобы его попросили...
Самое смешное, что именно так все и произошло – ну, почти так»
.

Михалкова тогда выбрали, он согласился возглавить с условиями (нарушения Устава, выборы карманного Правления и т.д.); все происходящее дало мне право написать: «Состояние униженности: выбора нет! – владело вашим корреспондентом… Обратно питерские ехали в вагоне номер тринадцать, долго не зажигался свет, один боевой пожилой кинематографист сказал: и правильно, не видно, как мы краснеем от стыда... «Почему?» – спросила я. - «Потому что бессмысленно все это – кого ни выбери, дальше Садового кольца все они не смотрят».

читать дальше

19:03 

Фильм: "Тайна Чингис Хаана"

"Тайна Чингис Хаана": не остаться в этой траве
19 марта 2009 - 11:25

Фильм: Тайна Чингис Хаана Младенец в люльке; вот он выбирается из теплой тьмы юрты на свет, босой, голопопый, трогательный; за порогом степь; он писает в траву. Мы уже знаем: это будущий завоеватель половины мира Чингисхан.

Каждое жизнеописание великой исторической личности провоцирует споры. Когда выходит книга типа "ЖЗЛ" (хотя называть нашего сегодняшнего героя "замечательным человеком" довольно странно), историки дискутируют вокруг свежей концепции деяний героя. Насколько они способствовали всепланетному прогрессу (понимаемому всяким и во всякое время по-разному)? процветанию государства? благополучию подданных, наконец?
Фильм же с крупной исторической персоной в центре оценивают совсем иначе: насколько новый образ героя соответствует сложившемуся уже портрету и захватывает ли сам рассказ. Оба мотива тесно связаны с актуальной традицией наших представлений о данной личности.

Голливуд, подобно Америке, сумел переплавить в своем тигле многие культуры. Да, по целому комплексу причин, заигрался и не только довел блюдо до полной неразличимости ингредиентов, но и, выработав унификационные модели восприятия, в своих денежных интересах успешно навязал их аудитории многих стран.
Вот мы и видим уже некую даже толпёшку Чингисханов, которые скачут по экранам, чтобы на девятой минуте после титров прекратить начальную битву, на сорок восьмой обнять целомудренно обнаженную красавицу, чья кожа красиво освещена живым огнем очага, еще пять раз схватиться с неприятелем, пострелять из лука, приласкать коня, проклясть врага, укорить друга за предательство и, в конце концов, сказать что-нибудь в века – нам, прямым и непрямым потомкам. Которым очень комфортно лицезреть такого понятного дикаря и очень удобно ужасаться его деяниям. Предусмотрительно оставленным за кадром – с целым рядом устных (в интервью) оправданий и объяснений сей скромности.

А когда вдруг течение картины выбивается из привычнейшего, ожидаемого русла, мы ерзаем в кресле кинотеатра и упрекаем автора в дилетантизме. Так случилось с картиной дебютанта в кинорежиссуре Андрея Борисова "Тайна Чингис Хаана". Действительно, не вполне совершенной. Имеющей вполне очевидные недостатки. Но, на мой взгляд, живой, интересной и нестандартной.
Ее появление вызвало на свет перечень фильмов о Владыке Степи всех времен и народов. Критики вспомнили старенького "Чингисхана" Генри Левина (1965, с Омаром Шарифом, Великобритания/ФРГ/Югославия/США), и все новые постановки. Украинскую "Тайну Чингисхана" Владимира Савельева (2002, с Богданом Ступкой), версию от Би-би-си "Величайший завоеватель Чингисхан" Эдварда Базалгетта (2005), "Сагу древних булгар" Булата Мансурова (2005/2006, последняя часть трилогии называется "Сага о любви дочери Чингисхана"), "Монгола" Сергея Бодрова (2007), "Чингисхан: На край земли и моря" по роману Сейити Моримуры от японца Синитиро Саваи (2007), и даже 30-серийное китайское телепроизведение Чжу Вэньцзе "Чингисхан".
К середине этого раздолья подоспел очередной раунд всепланетной коммерческой игры в "Человека года", и в 1995-м не то известная газета "Вашингтон пост", не то малоизвестный Всемирный информационный центр назвал Чингисхана человеком тысячелетия. Сей неожиданный респект, а также количество экранных воплощений персоны, кровавыми деяниями которой долгие десятилетия пугали российских/советских детей, надо было объяснить.

То, что жадный кинематограф просто добрался до нового тирана, события жизни которого можно показать на экране весьма эффектно, чем гарантированно привлечь поверхностное внимание масс, – аргумент недостаточный, неполный. Отец всех монголов, конечно, принадлежит к мифологическим фигурам первого (краткого) ряда, однако в принципе тиранов в истории достаточно, и на яркий свет выходят то одни, то другие совсем не случайно. И хотя мои коллеги-соотечественники (о зарубежных критиках не берусь судить) из всего перечисленного списка фильмов гарантированно видели только бодровского "Монгола" и, в лучшем случае, еще какой-нибудь один вариант, тенденцию определить не составило труда.

читать дальше

23:29 

Фильм: "Любовь в большом городе"

"Любовь в большом городе": и шо мы здороваемся в моем шкафу?
12 марта 2009 - 11:01

Фильм: Любовь в большом городе Три богатыря вдруг сделались бывшими богатырями, да еще и на чужбине, за тридевять земель; чтобы вернуть себе силушку молодеческую, каждому из них надо подвиг любви совершить. И стали экскурсовод, дантист и тренер искать каждый свою суженую, и что с того, что не в болоте каком, а большом городе Нью-Йорке. Суть-то вечная.

Вот произведение, которое обмануло всех, да так ловко, что даже приятно.
Думали – перепев "Секса в большом городе", оказалось – общего очень мало, почти ничего. Там бытовая драма с элементами комедии, здесь – старая сказка на новый лад. Там – все "взаправду", тут – все шутя-играя, с допущениями "чудесного". Там – всерьез о "лейблах", тут – мягкая (очень мягкая) насмешка над консюмеризмом вообще и формальной для многих сущностью Дня Святого Валентина, в частности (кстати, я не понимаю, почему эта картина появилась на экранах не к 14 февраля).
Там четыре вполне жизненные тетки (у нас такие появлялись в кино в середине 90-х, в чем-нибудь обличительном и слегка "чернушном"), здесь – типичные экранные красавцы и красавицы с примесью так называемых "характерных" (ударение на второе а; то есть – играющих роли с острым характером; комедийных) исполнителей.
Думали, узнав эротико-медицинскую завязку сюжета, что будет ужасная пошлость, оказалось – шутки не скабрезные, а веселые, тема обыграна легко и непринужденно.
Думали, предчувствуя "мораль" сей басни, что процесс перевоспитания героев сведет скулы своей назидательной фальшью, оказалось, что и во вторую половину картины, где отношения целомудренны по сюжету, а не по ханжеству, авторы умудрились натолкать множество смешных гэгов и обстоятельств.


читать дальше

19:03 

Фильм: "Первая любовь"

"Первая любовь": соло сахара
8 марта 2009 - 19:55
Фильм: Первая любовь На вечеринке в клубе рыжая девочка Таня (Юля Савичева) знакомится с двумя мальчиками – блондинистым Сашей (Дмитрий Бурукин) и брюнетистым Иваном (Илья Глинников), делает выбор в пользу блондинистого и начинает с ним дружить. Наши герои старшеклассники, поэтому – ни-ни. Даже если это любовь.

Таня занимается хореографией в самодеятельном кружке, которым руководит ее мама – профессиональная балерина на пенсии (Илзе Лиепа; не пугайтесь – у танцовщиц ранние пенсии). А в клубе, где диджействует Танин брат Максим (произносится: Мак-сим, привет продюсеру Роднянскому), девочка танцует со своими подружками нечто вполне современное. Чуть-чуть позже выясняется, что она еще и поет, но мы ведь этого ожидали, правда?
Саша и Иван тоже не промах побрейкдансировать, но главное – они футболисты из команды, которую содержит Сашин папа Борис, среднесостоятельный джентльмен (имя артиста мне определить не удалось, сайт картины создан для тех, кто не умеет и не хочет читать; пресс-релизы не сказать что гораздо содержательнее). Достаточно скоро и Саша запоет; так мы поймем, что перед нами мюзикл.

Проблемы у детей накапливаются постепенно. Сначала выясняется, что балетствующим в Доме культуры строителей девочкам не хватает партнеров. Затем – что сам Дом культуры кем-то куплен и закрывается. А после – что мама-балерина и папа-деловой против дружбы Тани и Саши, да еще Иван как-то подловато выражает свою ревность… Понятно, что все закончится "исключительно замечательно", но надо же нагромождением препятствий двигать действие, которое периодически тормозится песнями и танцами.
Впрочем, поскольку перед нами все же мюзикл для младшего школьного возраста, а не киноповесть с клиповыми вставками, то не будем придираться, во-первых, к малой динамичности действия, а во-вторых, к предельной определенности и даже примитивности героев и событий. Тут я, правда, пребываю в недоумении: зачем авторы картины публично ориентируют на нее подростков, заявляя еще и о намерении создать "семейный фильм"? Подростки не ходят в кино с родителями, а вот десятилетнюю девочку малосчастливая мать-одиночка – или послушного еще сынишку затурканный женой папаша (вариант: встречающийся по воскресеньям с ребенком разведенец) – вполне могли бы сводить на эту картину.


читать дальше

01:02 

Фильм: "День рождения Алисы"

"День рождения Алисы": тайна третьей попытки
28 февраля 2009 - 15:21

Фильм: День рождения Алисы Полнометражный анимационный "День рождения Алисы" – продукт, который имеет славное прошлое и сложное настоящее. Предпринявшим третью попытку в отечественном кино конца 2000-х годов "продолжить" некую историю (повторить успех предыдущего фильма/фильмов, еще раз сыграть на популярности героев) было и сложнее, и легче, чем авторам "Иронии судьбы-2" и "Приключений мушкетеров-4".

Прежде всего, следовало определить потенциальную аудиторию. Это в большинстве своем новые дети компьютерной эры и голливудско-японо-Jetixсовой эпохи или это преимущественно бывшие советские дети, ставшие родителями? Отсюда вытекало эстетическое решение – насколько "новая Алиса Селезнева" должна совпадать с мультфильмом "Тайна Третьей планеты" Романа Качанова (1981)? На какой возраст должны быть рассчитаны – нет, не идеи и диалоги – а шутки, аллюзии, стиль?
Вспомните, например, "Бременских музыкантов": тогдашние дети реагировали просто на сказку о принцессе и музыканте, взрослые – на удачный рисунок/песни и на синефильскую штучку – пародию на Труса, Балбеса и Бывалого, а продвинутая молодежь четко уловила "привет" движению хиппи с его философией свободы и "природной" эстетикой. Вот образцовый пример семейного – то есть, всевозрастного – фильма. (Чаще подсознательно проговариваются: вневозрастного, и получается – неинтересного никому.)

Однако дебютирующей теперь в полнометражной анимации студии "Мастер-фильм" (в активе которой полсотни авторских мультфильмов, в том числе – произведения Ивана Максимова, сериал "Смешарики" и проведение главного российского анимационного фестиваля в Суздале) уже было на что опереться три с половиной года назад, когда работа лишь начиналась.
Кинокомпания "Мельница" несколько раньше начала осваивать этот формат, и, на мой взгляд, наиболее удачным подобным опытом в нашем кино стала ее серия про трех богатырей ("Алеша Попович и Тугарин Змей появился в 2004-м). А вот самые первые "Мельничные" форматные работы – сериал "Приключения в Изумрудном городе" Александра Макарова (1999) и большеэкранный "Карлик Нос" Ильи Максимова (2003) теперь уж как-то позабылись – может, их показывают детские телеканалы?..
Уроки "длинных" мультфильмов важны и для творческой стороны дела (сколько, допустим, диалогов хочет услышать и способен выдержать современный зритель за полтора часа? сколько и каких должно быть песен? каких звезд позвать на озвучание? и еще миллион проблем), и для дистрибьюции-проката. Деньги надо собрать, а детские сеансы – одно, семейные – другое, да сколько залов будет отведено, да кто в этот момент может перебить интерес публики… все важно. Не знаю, где как, а в Питере "День рождения Алисы" через неделю после начала демонстрации мне удалось обнаружить в центре города лишь на единственном утреннем сеансе в одном кинотеатре.


читать дальше

23:09 

Фильм: "Юленька"

"Юленька": позвоночник тревоги нашей
20 февраля 2009 - 14:14

Фильм: Юленька Совершенно не понимаю, почему фильм "Юленька" всплыл на поверхность интереса кинотусовки. Господин Стриженов, некогда внешне колоритный, но довольно бесцветный артист, проявил себя в режиссуре гламурными по стилю, рыхлыми по исполнению каритнами с уклоном в амурное и комическое – "Упасть вверх" (2002), "От 180 и выше" (2005), "Любовь-морковь" (2007). И этих трех штук достаточно, чтобы понять уровень данной режиссуры.

Автор сценария "Юленьки" (совместно с Валентином Спиридоновым) господин Андрей Курейчик, из Минска, человек с интересной биографией. Окончил юридический факультет Белорусского университета, прошел стажировку в МХТ имени Чехова (2002, педагог Олег Табаков), основал Центр драматургии и режиссуры на родине, написал более двух десятков пьес ("Терроризм", "Иллюзион", "Первокурсники", "Исполнитель желания"...), преподаватель драматургии в РАТИ (она же ГИТИС). Но для широкой кинопублики проявил себя пока что лишь как сценарист обеих "Любовей-морковей". О которых мы уже говорили: драматургическая вторичность, невнятица и общая, увы, дешевизна.
Господин Марат Башаров, сыгравший в "Юленьке" главную роль, безусловно, любимый любимец любителей фигурного катания, но запоминающиеся роли в кино сыграл уж очень давно (впрочем, мы помним – актеры не виноваты).

Остается жанр… даже не жанр (режиссер претендует на готический триллер), а сочетание жанра с нескрываемым сюжетным обстоятельством: жуткая месть в исполнении десятилетней субтильной блондинки.

Наверное, какая-то где-то была реклама, и уж точно были грамотно запущенные в прессу дурацкие статейки о намеках на госпожу премьер-министра Украины (будто в Бразилии мало Педров, а в мире – Юленек). Был какой-то невнятный, извините, шухер с роликом для телевидения – мол, слишком эротический и с элементами насилия, – будто наше телевидение рясу не снимает.
И повисли где надо плакаты с покойницкого вида отроковицей, синие компьютерные глаза которой да тонкие оголенные ручки действительно выражают основную эстетическую идею режиссера, сформулированную им в пресс-релизе: "Мне хотелось создать вокруг главного героя атмосферу звенящей холодной сексуальности"… А потом по городам нашей необъятной родины поехали летучие бригады создателей картины – представлять ее на премьерах. Такая была у нас. И у вас такая была.
В общем, первоначальное возбуждение организовать продюсерам и дистрибьюторам, к их профессионализму, удалось (рекламный бюджет – около двух, кажется миллионов), – даром рецензенты стараются, предсказывая слабость большинства иных профессиональных же компонентов.


читать дальше

15:43 

Фильм: "Девственность"

"Девственность": А ну-ка, девушки!..
13 февраля 2009 - 09:17

Фильм: Девственность Чеховские герои, как все знают, стремились в Москву, надеялись, что будут "трудиться для других" и в конце концов – в раю – увидят небо в алмазах.

Простенькие наши Кристина, Карина и Катя, уроженки более-менее далеких от Москвы мест, стремятся в столицу. Там, как они точно знают, их ждет другая – лучшая – жизнь. А что за нее надо заплатить – так это ж справедливо: за все надо платить.
И вот три совсем не сказочные девицы почти на глазах изумленной публики продают единственную товарную ценность, которой обладают, – девственность свою. Все остальное, что у них есть, – убогая жизнь и убогие мечты – очевидно, никому не нужны.

Впрочем, имеется некая пожилая женщина, с истории которой и начинается картина. В разнесчастном интерьере коммунальной квартиры одна из жилиц рассказывает в объектив кинокамеры о том, что сорок лет была передовиком производства, а теперь получает пенсию в три тысячи рублей и мечтает окончить свои дни без очереди в уборную. Группа журналистов, в том числе – иностранных, идет осматривать коммуналку, а женщина расписывается в ведомости за интервью и сует в карман какую-то денежку…

Жизнь, как известно, наилучший сценарист. Выдумает такое, что лишь руками разведешь, да брови вверх поползут. Автору, работающему в документалистике, в этом смысле остается "немногое". Увидеть реальную историю; почувствовать ее типичность и общий к ней интерес; понять свое отношение к данному, простите, материалу. Найти героя/героев, которые согласны встать перед объективом.


читать дальше
запись создана: 14.02.2009 в 00:37

14:57 

Фильм: "Возвращение мушкетеров"

"Возвращение мушкетеров…": славные поминки

5 февраля 2009 - 10:20

Фильм: Возвращение мушкетеров Ну, дождались: еще один пламенный привет из прошлого на экране. Еще одно любимое нацией кинопроизведение испытывает зрителей на любовь, а создателей – на количество сохраненной энергии. Напомню, что "Д'Артаньян и три мушкетера", телевизионный фильм в трех сериях (последняя – в двух частях) вышел в 1979 году. В 1992-м появились "Мушкетеры двадцать лет спустя", годом позже – "Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя", оба продолжения – в аналогичном телевизионном формате.

Долгие годы, частный капитал в кинопроизводстве и укрепившийся в кинематографе, простите, тренд выжимать до капли бренд, понадобились для того, чтобы идея "масштабирования" мушкетеров до большого экрана сначала возникла, затем постепенно зрела, "работалась" и, наконец, пришла нас пора-порадовать.
Режиссер в интервью рассказывает, что мысль о завершении проекта явилась под шляпу Михаила Боярского – завершении, поскольку он хотел, в соответствии с "фельетонами" Дюма, мушкетеров наконец торжественно убить. Между прочим, я бы не удивилась, узрев теперь подобный поворот событий, поскольку знаю реальную способность этого артиста исполнять свои желания. Простите, если рассказываю всем известный факт, но когда затевался самый первый фильм "Д'Артаньян и три мушкетера", почти тридцатилетнему тогда Боярскому выпадал Атос. Но он хотел играть юношу гасконца – и, добившись перераспределения ролей, безусловно не прогадал.

Однако нынче Юнгвальд-Хилькевич не согласился с актером и не стал убийцей. Ему жалко мушкетеров. К тому же он видит, наверное, что тридцать лет спустя любовь народа к Д'Артаньяну и его товарищам по-прежнему велика. В частности, за неимением адекватных давнишней удаче новых работ в кино самого Боярского, а также Вениамина Смехова, Валентина Смирнитского, Игоря Старыгина. С другой стороны, предполагалось сделать вовсе не, допустим, "Соло для часов с боем" с легендарными стариками МХАТа или даже не инсценировку видений/умозаключений пенсионеров Холмса и Ватсона у камина, а вполне приключенческую комедию с лошадками и рапирами.
Пять лет режиссер придумывал, как выйти из щекотливой ситуации полу- или недоумерщвления кумиров, но все же сценарий сочинил. Они возвращаются – во всех смыслах. Финансово за проект взялся продюсер Олег Чамин (фильм открывается удивительным титром о том, что он сделан без поддержки Минкульта; бюджет объявлен как "более пяти миллионов долларов"), команда основных игроков собралась, и вот мы имеем тот продукт, который имеем.


читать дальше


02:07 

Фильм "Самый лучший фильм-2"

"Самый лучший фильм-2": лицом в те же щи
30 января 2009 - 13:42

Фильм: Самый лучший фильм-2 Имеет, кстати, право и повод радоваться. Граждане искупались в унитазе на первой фильме, не поверили сами себе и вновь прикатили в кассу достаточное количество лимонов, чтобы вторично хлебнуть кислятинку продукта, заранее обреченного на "вторую свежесть".

Говорить о произведении "Самый лучший фильм 2" довольно трудно. Моего юмора однозначно не хватает. Утешалась бы тем, что соседи по залу тоже не восприняли картину как смешную, да не приходится. Во-первых, из тридцати зрителей десять хихикали. Во-вторых, – смотрите начальный абзац.
Приглашенный более профессионально, нежели постановщик "Самого лучшего фильма" Кирилл Кузин, адаптировать скетчи комедиклабовцев к законам кино, режиссер Олег Фомин сам по себе далеко не волшебник. К тому же "исходные" для его работы, очевидно, были тоже малокинематографичными, а условия – жесткими. Сценарий сугубо примитивный, сюжет выстроен на шлаках, стиль самый что ни на есть балаганный (то есть, заранее взявший себе индульгенцию).

Словесных прибауток не припомнить сразу же за дверью зала. Филологическо-визуальных шуток – половина штуки: "рифма" пенопласт – педераст, уж извините. Чисто визуальных радостей? – Екатерина Великая с бородой, допустим; может, какой-то в этом смысл и был, кроме ха-ха, но я не въехала. Хотя вздорная Императрица в изображении Михаила Галустяна – самое забавное в картине. И жаль, что интеллекта и культуры авторов не хватило довести этот образ совсем уж до уровня Графини из "Алисы в стране чудес" (любой ребенок знает соответствующий мульт, если вы мне скажете, что объект пародии должен быть узнаваем).
Визуально-смысловых находок – тоже полушка: "Михалков", снимающий резиновую маску, – несбыточная мечта-надежда всех поклонников его раннего творчества; так ведь тоже не сделано...
Кто-то из рецензентов написал, что вот такое "маска-шоу" с образом Михалкова порождено реальной подстраховкой от гнева влиятельной персоны. Но как тогда расценить удивительное портретное сходство одного бандитствующего персонажа с известным лидером соседней страны? Как политический заказ, что ли? Или же мое впечатление – лишь мое, а сходство – случайность? Но тогда и вовсе разведу руками: не видят, что творят…


читать дальше

19:25 

Фильм: "Дикое поле"

"Дикое поле": здесь и всегда
25 января 2009 - 18:12

Фильм: Дикое поле Прошлый киносезон, чему уже был повод порадоваться, родил пять-шесть весьма интересных картин, среди которых "Дикое поле" Михаила Калатозишвили по сценарию Петра Луцика и Алексея Саморядова постепенно становится все более значимой. Присутствие ее в кинематографическом, зрительском и человеческом обиходе еще довольно долго будет оцениваться-переоцениваться. Причин и поводов к тому несколько, как формальных, так более глубоких. Попробую их обозначить – в основном, ради того, чтобы подвигнуть вас посмотреть эту картину.

Итак, посреди голой степи рядом с горами стоит странный дом – скорее, его следовало бы назвать строением или зданием; а еще точнее, постройкой, поскольку вид имеет слишком запущенный для слов со степенным окончанием на "ие". А габариты – слишком большие для частного российского жилья. В сценарии дом определен как "сарай".
Белый флаг с красным крестом на высокой мачте объясняет нам, что тут некий медицинский пункт. Персонал в единственном числе – мужчина лет тридцати, высокий, с узкой костью, отчетливыми некрупными чертами лица, с умным и живым взглядом (Олег Долин, точнейшая работа). Доктор Митя, Дмитрий Васильевич Морозов. Пользует человеков, иногда – скотину, без разницы: все тварь божья. При этом не врачует, а просто лечит: почти каждый "случай из практики" (вспомним доктора Чехова) по-бытовому трагикомичен, а значит, Митя как бы совсем не подвижник-герой.

Из дальнейшего следует, что лечить он вынужден почти без лекарств и медикаментов, оперировать почти голыми руками, а зашивать – жилами ягненка. Еще следует, что ему приходится в основном не лечить, а спасать. Поскольку "нормальных" болезней все меньше, а (потенциально) смертельных случаев все больше. Впрочем, может и не больше, может, так было здесь всегда. ("Здесь" и "всегда" – ключевые слова для этого фильма.) К доктору на телегах и грузовиках привозят тела – он толково, несуетливо и необъяснимо их возвращает с того света.


читать дальше

17:54 

Фильм: "Любовь-морковь 2"

"Любовь-морковь 2": не картошка
15 января 2009 - 17:21

Фильм: Любовь-морковь 2 До того, как фильм "Любовь-морковь 2" Максима Пежемского навсегда покинет большой экран, осталось совсем немного времени. Все желающие лицезреть сюжет, в котором родители меняются телами с детьми, уже сделали это по-быстрому. Попутно весьма изрядно, хотя и не рекордно, наполнив бокс-офис – к радости продюсеров Рената Давлетьярова, Александра Котелевского и Александра Олейникова.

Продюсеры, возможно, даже счастливы. Их расчеты оправдались. В устроенной прокатом "битве гигантов" сиквел занял почетное второе место (17,1 млн долларов) после "Обитаемого острова" Федора Бондарчука (почти 19 млн долларов), опередив "Стиляг" Валерия Тодоровского (13,1 млн долларов) в прокате по СНГ (данные на 11 января). Тут скажу, что выпуск трех потенциальных хитов почти одновременно сам по себе заслуживает анализа, который, без сомнения, и будет произведен.
Прокатчики знают, что прежде в самые предновогодние дни люди мало ходили в кино – шопинг не позволял, все гонялись за ингредиентами салата "оливье" и подарками. То есть, дефицита, конечно, давно нет; наоборот, одни ищут подешевле, а другие – что-нибудь экзотическое, нестандартное, как к столу, так и "под елочку". Зато зимние каникулы вот уже третий год подряд сделаны временем обязательного, как хрен к заливной рыбе, кинопосещения (хотя бы единственного). Так повелось с вышедшего 1 января 2006-го "Ночного дозора 2" Тимура Бекмамбетова и Первого канала.

Однако нынче трендом поздней осени стало "мы экономим", изрядное количество людей мысленно уже прокололи новую дырочку на брючных ремнях в понятно какую сторону, а масс-медиа-запугивание (или все же предупреждение?) взвинтило нервность до состояния почти августа 1998 года. И граждане, особенно молодые, все же устремились в кино с середины декабря – развеяться, я полагаю.
Напряжены были нервы и у продюсеров, поскольку об итоговых датах начала демонстрации всех трех картин договорились не сразу, конкуренция предвещала стать еще более откровенной. Как бы там ни было, "Любовь-морковь 2" и "Стиляги" вышли, соответственно, 20 и 23 декабря, "Обитаемый остров" отхватил себе коронный первый день, да еще открывающий первый уикенд.


читать дальше

18:05 

Фильм: "На море!"

"На море!": Пушкин за все ответит
12 января 2009 - 16:49

Фильм: На море! Каждый фильм – автопортрет режиссера, но такого бесхитростного, признаюсь, я не видела давно.

Сюжет незатейлив: шестеро русских и трое детей в январе прибывают на виллу почему то не на берегу, а посреди иностранного острова в теплом море, чтобы вдоволь накупаться и позагорать во время зимнего отпуска. Однако добраться до моря им мешают разные обстоятельства – не внешние, а внутренние, ментального свойства. Наша ментальность, понятие о которой почерпнуто из популярной периодической макулатуры, и есть предмет любовного осмеяния Ярославом Чеважевским, автором сценария и режиссером последней нынче новогодней комедии "На море!".

Известный рекламщик господин Чеважевский дебютировал в 2007-м душещипательной "Кукой" – историей о девочке, которая полгода живет рядом с трупом бабушки. Картина, формально сделанная бесхитростно, однако достаточно ловко, красиво снятая, имела множество положительных откликов, и вот поступил следующий киноопыт. Принципиально, как не устает подчеркивать автор в целях самозащиты, рассчитанный на зрителей, а не на критиков. Будто критики не зрители и не пьют фруктовых соков, а только кровушку несчастных режиссеров. Впрочем, о соках чуть позже.
Фильм "На море!" хочет отнести себя к разряду "комедий со смыслом". Все эти "Давайте накатим!", горящие пальмы, упадания в бассейн вместе с мангалом и дебош в присутственном месте подаются якобы не просто так, для чистого смеху. Приключения героев на территории виллы, в машине, в супермаркете и рядом с ним, а также в пиццерии и в полицейском участке, "на самом деле" (то есть, желанием автора, выраженным в монологах и диалогах) есть их, пардон, поиск взаимопонимания и гармонии в отношениях между собой и с жизнью. А море – это мечта, причем самая распространенная: о любви.


читать дальше

02:48 

Фильм: "Обитаемый остров"

"Обитаемый остров": над всем Саракшем вогнутое небо
2 января 2009 - 15:36

Фильм: Обитаемый остров Итак, продюсеры Александр Роднянский и Сергей Мелькумов представляют первую часть дилогии режиссера Федора Бондарчука по знаменитому роману братьев Стругацких "Обитаемый остров".

Из свеженького 2009-го – прямиком в 2157-й. Двадцатилетний студент с Земли Максим Камерер, путешествуя по галактике, подвергся метеоритной атаке и вынужден "упасть" на чужую планету Саракш. Из чудесного Мира Полудня, где все разумно, свободно, любовно и безопасно, он попадает совсем в другие обстоятельства места, времени и образа действия. Саракш претерпел ядерную катастрофу, люди выживают, как могут, существуя в тоталитарном государстве, милитаризованном, идеологизированном на всех уровнях и всеми, так сказать, способами, прошитом всепроникающей ложью и контролем до самых печенок.

Анонимные диктаторы — Неизвестные Отцы, изуверски носящие кликухи родственного типа (Папа, Свояк, Деверь и так далее), – правят на Саракше; блага их властвования (то есть – какая их личная корысть) нам не открыты. Они живут в ужасе, который сами создали и поддерживают, используя систему башен – вовсе не защитных от внешнего агрессора, противоракетных, а ретрансляторов неких излучений. Которые пудрят "асбестом" мозг и подавляют волю, причем часть населения – так называемые выродки – еще и терпят при этом адскую головную боль.

В государстве имеется некая оппозиция, предполагающая сопротивление и свержение власти; непонятно, насколько действующая; известных властям реальных и мнимых несогласных зверски преследуют, уничтожают. Всех остальных обывателей держат в страхе-боязни возможной гражданской войны и потенциального нашествия вымышленного внешнего врага. Впрочем, у границ государства действительно обитают какие-то мутанты и диковинные существа, а что делается за границами и в океане – одному Богу было бы известно, если бы он давно не лишил Саракш своего пригляда.
Здесь своя не только география – здесь другая космогония. Есть, конечно, где-то горная страна Зартак, там люди счастливы, но в целом жители Саракша уверены властью, что обитают внутри сферы, значит – небо твердо и вогнуто, а "мир вывернут наизнанку".


читать дальше

00:17 

Фильм: "Стиляги"

"Стиляги": И печаль отступит, и тоска пройдет?
29 декабря 2008 - 11:33

Фильм: Стиляги Мюзикл – странный жанр. Вроде должен быть легким и развлекательным зрелищем, а в историю как шедевры попали совершенно серьезные произведения – драмы с тем либо иным социальным и даже политическим обертоном: "Моя прекрасная леди" Джорджа Кьюкора (1964), "Скрипач на крыше" (1971) и "Иисус Христос – суперзвезда" (1973) Норманна Джуисона, "Кабаре" (1972) и "Весь этот джаз"/"Вся эта суета" (1979) Боба Фосса и еще десятки.

Отечественная кинокультура имеет в послужном списке немало так называемых музыкальных фильмов – довоенные "Веселые ребята" Григория Александрова (1934), "Свинарка и пастух" Ивана Пырьева (1941), "Антон Иванович сердится" Александра Ивановского (1941) и другие, послевоенные – многочисленные экранизации оперетт, сделанные Яном Фридом и Леонидом Квинихидзе, "Айболит-66" Ролана Быкова и еще несколько. Собственно определение "мюзикл" стоит в аннотациях к "Романсу о влюбленных" Андрея Кончаловского (1974), "Приключениям Буратино" Леонида Нечаева (1975), "Рецепту ее молодости" Евгения Гинзбурга (1983) и еще десятку картин, благополучно забытых.
Соцреализм плохо совмещался с мюзиклом: с одной стороны, метод пропагандировал общую жизнерадостность ("Нам песня строить и жить помогает";), но с другой – высокая степень условности жанра входила в клинч с декларируемым реализмом (его еще отчаянные авторы называли ползучим). Самый вопиющий пример – гениальный трагикомический мюзикл-буфф "Интервенция" Геннадия Полоки по пьесе Льва Славина (1968) – абсолютно героический сюжет о революции, который тем не менее пролежал на полке до 1987-го. Цензура не могла смириться с тем, что действие происходит как бы в пространстве цирка, а подпольщик (Высоцкий) в камере поет о деревянных костюмах.

читать дальше

@темы: Кино, Рецензии, Фильмы

15:11 

Фильм: "Морфiй"

"Морфiй": врачу, исцелися сам
28 ноября 2008 - 10:37

Фильм: Морфiй Интересующиеся отечественным кинопроцессом граждане помнят дискуссию с примесью дурацкого скандала, разразившуюся в профессиональных кругах после первого показа балабановского "Груза 200" на "Кинотавре". Скандал оставлю в стороне, а его участники, дискутанты, как и публика впоследствии, разделились на два лагеря. Одни говорили, что Алексей Балабанов — лучший режиссер современности. Другие — что его страсть к показу насилия патологична, а следовательно — режиссер маньяк и дурной эпатажник от кино, а вовсе не супер-профи.
Проблема в том, что критики не успели достаточно остыть, а Балабанов сделал новый фильм — экранизировал сценарий Сергея Бодрова-младшего по рассказам Михаила Булгакова "Записки юного врача" и "Морфий", основанных на собственной лекарской практике, — "Морфiй". И реакция всех рецензентов на эту работу — продолжение реакции на предыдущую. Мало того, что каждый ждет поистине сладострастного подтверждения собственной правоты в оценке автора, так еще и мечтает о сильном — все более сильном — художественном впечатлении. Ибо оно — едва ли не единственное безупречное обезболивающее от уколов жизни. Законный допинг/наркотик любого настоящего и постоянного поглотителя кинематографа.

Поэтому вот вам мое первое предупреждение: не берите в голову все, что пишут о фильме, — никогда не берите, а в данном случае особенно. Отправляйтесь за собственным мнением, лучше всего, ничего не читая. Чтобы и восторг, и разочарования были ваши, а не спровоцированные "от противного". Но, все-таки, вот и предупреждение второе: слабонервным и беременным лучше воздержаться от приема "Морфiя".
Балабанов опять и еще настырнее, чем прежде, "не отводит камеру" от натуралистичных эпизодов — настолько, чтобы вы "вот именно" отвели глаза. Так кровавые и просто неприятные сцены естественным образом становятся первыми в размышлениях о картине про врача-наркомана.
Они оправданы героем — доктор Поляков начинающий, но то ли гениальный, то ли везучий до времени хирург. Они оправданы действием — в больнице меньше, чем уездная, он и родовспоможенец, и травматолог, и инфекционист, и патологоанатом, и все остальное. Балабанов дизайнерски безупречно гримирует натуру, изображающую больных и трупы, а также отдельные части тел. В подробных деталях, почти в реальном времени демонстрирует врачебные манипуляции, а также конвульсии несчастных. Но зачем он делает это, если даже матерые дядьки печатно признаются, что не выдерживают зрелища? Оставим пока этот вопрос, вернемся к началу истории.


читать дальше

02:23 

Фильм: "Платон"

"Платон": Штрих-код
26 ноября 2008 - 11:54

Фильм: Платон Простите сугубо личный мотив: я люблю Армению и, соответственно, армян. Уже лет двадцать. С тех пор, как увидела несколько неигровых армянских картин. Примерно тогда же один заслуженный ленфильмовский звукорежиссер (прежде люди этой специальности назывались звукооператорами), армянин, давал мне интервью о тонкостях профессии, а попутно прочитал краткий курс культуры и истории своего народа. И высказал соображение: каждый народ к одним видам искусства склонен более, а к другим — менее или не склонен вообще. Армяне, сказал он, — это письменность, архитектура и строительство, музыка. Но не кино.
И действительно. Избранные армянские игровые фильмы попали в копилку киноискусства (из живущих нынче в Армении авторов наиболее известен документалист мирового класса Арутюн Хачатрян), однако понятия, аналогичного, допустим, "грузинский кинематограф", пока не возникло.

Но вот прошли годы, сложные для кинематографа всех бывших советских республик. Вдруг оказалось, что армяне прекрасно движут российское кино — как продюсеры и дистрибьюторы. Две крупные киноструктуры, которые занимаются и производством, и прокатом, "Парадиз" и "Централ Партнершип", считаются в профессиональной среде армянскими компаниями. "Централ Партнершип" известна такими, например, громкими проектами, как "Доктор Живаго", "Мастер и Маргарита", "Ликвидация". "Парадиз" москвичами ценится особо, но не единственно, за мультиплексы "Пять звезд" и кинотеатр "Ролан", в которых показывают так называемый артхаус, а мною (и другими коллегами, конечно) за выборгский фестиваль "Окно в Европу".


читать дальше

02:20 

Фильм: "Домовой"

"Домовой": заказ принят!
16 ноября 2008 - 17:47

Фильм: Домовой Антон Праченко (Константин Хабенский) лет десять назад, может, и собирался быть настоящим писателем – сеять разумное, доброе, вечное и жить спокойно, как все. Но мы знакомимся с ним теперь – теперь, когда он лабает один за другим криминальные романчики про некоего киллера по прозвищу Домовой. Лабать уже давно противно, да и все труднее. Помогает лишь виски в бесчеловечных дозах. Приходится совершать процесс, описываемый как "высасывать из пальца": подошел к окну, там дождь, пишешь: "Гулкие капли дождя…".
У Антона есть любимая женщина Вика и сын Павлик, который почему-то (мы в конце узнаем, почему) живет в детском учреждении типа интернат; папаша навещает – правда, обычно "на пять минут".

Однажды привычно унылому, как несколько навязчивые осенние осадки, существованию Антона – а кто сказал, что жизнь литератора-поденщика это сплошной праздник? – приходит конец. В скучнейший и бессмысленный момент раздачи автографов как бы поклонникам (они вовсе не осаждают тебя толпой с воплями восторга, а скучно тянутся один за одним в закуток книжного супермаркета за бонусом – росчерком хоть какого писателя) Антон вдруг получает в лоб, словно контрольный выстрел, вопрос одного из этих "как бы": а ты сам убивал?

А через минуту видит в окно расстрел этим спросившим (Владимир Машков) двух людей. Тихое хладнокровное рассчитанное убийство прямо тут, на задворках книжного магазина, где помойка и все спешат.
Шок; милиция – следователи. Один говорит неожиданное для Антона и неожиданно слегка презрительное: "Странная у вас муза – перестаньте раздувать миф про Домового". Но слова не доходят до цели. Ибо – вот специфическое сознание человека творческой профессии, который выковыривает произведение из себя, из своих соображений, эмоций и пережитых лично событий, – Антон впервые за последнее время действительно что-то испытал, он реально завелся и хочет писать…


читать дальше

02:16 

Фильм: "Бумажный солдат"

"Бумажный солдат": головная боль
13 ноября 2008 - 16:49

Фильм: Бумажный солдат Врач-терапевт Даниил Михайлович Покровский (Мераб Нинидзе), лет примерно тридцати пяти-семи, москвич, работает с теми, кого потом назовут первым отрядом советских космонавтов. Жена доктора Покровского Нина (Чулпан Хаматова) — его коллега. У них есть друзья, такие же интеллигентные люди разнообразных профессий, вплоть до творческих. Иногда они собираются на даче что-нибудь отпраздновать — например, защиту Покровским кандидатской диссертации как докторской. Они выпивают, закусывают, шутят и разговаривают. Даже если треплются, то все равно — не болтают, а разговаривают. В частности, о том, что "мы первое поколение, которому ничто не помешает жить счастливо".

И действительно. 1961 год. Пятнадцать лет прошло после войны, пять — после всеобщей реабилитации. О жертвах не забыть, но хочется верить, и верится, что "радио есть — и счастье будет". Счастье — это непременно счастье для всех, это вперед и вверх, это к звездам; уже давно где-то над головой пищит спутник, уже Белка и Стрелка. Мы сделаем все, чтобы первым человеком, побывавшим в космосе, стал гражданин Страны Советов.

Лишь совсем немногие знают, сколько жертв уже принесено вот этому всеобщему порыву. Вовсе никому неизвестно, чем закончится эксперимент с человеком.
Тоталитарное государство немыслимо без страха и без мечты, насаждаемых властью. В самом начале шестидесятых страх вроде бы перестал сочиться и выплевываться из всех органов государства. Отчего же так раскалывается голова у доктора Покровского? Что мучает успешного специалиста и вполне удачливого мужчину? Да то, что ужас подавления системой, которому можно было, хоть и чертовски тяжело, противостоять, сменился абсолютно другим. Неотменимым страхом иного порядка.


читать дальше

16:27 

Фильм: "Технология"

"Технология": арифметика без гармонии
6 ноября 2008 - 11:03

Фильм: Технология Все знают, что в Петербурге есть "Ленфильм". Но не все догадываются, что сама эта старейшая организация территориально объединяет много (лет десять назад числилось около двух десятков, теперь уж и не знаю точного числа) разного масштаба фильмопроизводящих компаний, которые арендуют для работы ее павильоны и цеха. Есть и такие продюсерские структуры, которые не "сидят" на "Ленфильме", но все равно пользуются его базой. Тем не менее, до недавнего времени так получалось, что все кино- и сериальное производство в Петербурге имело некие общие черты — словом, отличалось от любого другого, в частности, московского.
Буквально месяц назад в городе на Неве была официально презентована новая кинотелефабрика RWS/Russian World Studios, она же в бумагах компании называется "РВС — Санкт-Петербург", где РВС означает "Всемирные русские студии". Это масштабный (докризисный) амбициозный проект одного крупнейшего столичного холдинга; там уже вовсю бегают творцы, менеджеры и девушки, звонят телефоны, но заметный результат деятельности, очевидно, впереди. Стиль продукции, предполагаю, будет в основном "унисекс": невнятно-интернациональный.
Однако еще в апреле прошлого года питерских киножурналистов позвали на знакомство с SL-studio/"СЛ-Студией" (имя не расшифровывается) — маленькой частной компанией, которая, тем не менее, располагает собственным павильоном и необходимым комплексом аппаратуры и штата. Тут важен именно полноценный, пусть и небольшой, съемочный павильон, поскольку компьютеры необходимой конфигурации и даже вполне современные кинокамеры уже могут купить достаточно многие.

В павильоне снимали первый фильм — "Технология". Из пресс-релиза было понятно, что и студия, и продукт — дело единое, партнерское или даже дружеское. Авторы сценария Вадим Дуленко, Дмитрий Акимов и Сергей Кабаргин, режиссер Дуленко, продюсер Кабаргин. Удивления все это не вызывало — весной 2007-го только при поддержке государства на разных стадиях производства находилось 219 полнометражных игровых картины. Правда, не все они добирались до проката, что обидно было лишь в паре-другой случаев (понятно, артхауса), — и в Америке множество "фильмоединиц" прямиком устремляются на кабельные телеканалы или на DVD.


читать дальше

18:57 

Фильм: "Все умрут, а я останусь"

"Все умрут, а я останусь": Дискотека Авария
29 октября 2008 - 17:13

Фильм: Черт его знает, не могу определить собственную реакцию на появление Гай Германики в нашем кинематографе. Эдакий микс Рыжего клоуна с Белым, драчливого Арлекина с печальным Пьеро. Не могу представить себе эту молодую леди через десять, допустим, лет. Смутным уже теперь и слабым подобием кажется образ, создаваемый Жанной Агузаровой когда-то, — где теперь ее звонкий голос, каковы ее новые песенки? "Успокоится" ли Гай Германика, как "все", или превратится в "монстра рока", этакую пожилую тетку, трясущую морщинами или сверкающую подтяжками на потребу взыскующих щекотного драйва детей разного возраста?
Ее первые фильмы "Сестры" (2005, 20 минут) и "Девочки" (2005, 43 минуты), болезненные и холодные одновременно, уже озадачивали. Родственная отчужденная связь, щебетня и дикие манерочки современных старшеклассниц — всем известное было продемонстрировано без вуали каких-либо условностей (кроме условностей самого объектива); это взгляд из предместья на мир предместья.
Обе картины считаются неигровыми — из тех, когда ясно, что человек с камерой заключил некий договор с человеком перед объективом — договорился о взаимной непредубежденности, о свободном пути и открытом финале, о ненасильственности, ненастырности взаимных действий и результата. И обе стороны выполнили свои обязательства: "пациенты" включили автора в свой круг, автор изящно прикинулся "мебелью", но безупречно взял крупность и ракурс.

Талант автора, слава богу — юный, неошкуренный, — стал очевиден сразу, а вот фильмы мне показались чуть недостаточными, что ли. Чего-то не хватало. Видимо, не только мне: один пожилой режиссер довольно метко обозвал их (и подобные картины; сходно с Германикой, хотя менее удачно пытается снимать еще несколько молодых) одноглазым документализмом. Понятно: мастерам и зрителям старой школы мало вот такой констатации людской природы и нечеловеческих поступков; внутренний протест, пардон, реципиента требует хоть какого позитивного выхода — но его нет.
И дело не в "указующем персте" или "ощущении чувства надежды", доведенных уже до полной профанации и позорного штампа. Виртуозная художественная форма — единственное, что преодолевает любую трагедию и безысходность; вспомните фильмы Киры Георгиевны Муратовой и поймете, о чем я пытаюсь толковать.
Форма у Гай Германики оказалась своя, непривычная; и содержания ее не хватало на классический, опробованный веками катарсис. Но в том и фокус нового художника всякий раз — его способ говорить о мире приучает к себе, постепенно открывая еще одну грань этого стакана искусства, через который мы, иной раз отвернувшись от окна, желаем на мир взглянуть. И на себя самое.

За "Девочками" последовали "Мальчики" (36 минут, неигровой) — герои не только сменили пол, но погрузились в более структурированные обстоятельства, план стал более "общим" и, парадоксальным образом, искусственным. Картины "Уехал" (2006, 44 минуты, совместно с Борисом Хлебниковым, неигровой) и "День рождения инфанты" (2007, игровой) я не видела; последний не понравился "Кинотавру", но в одном интервью автор говорит, что ей не дали фильм доделать.



читать дальше

Фильмы, кино – рецензии Ольги Шервуд

главная