• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
18:52 

Фильм: "Адмиралъ"

"Адмиралъ": брызги шампанского
13 октября 2008 - 12:52

Адмиралъ"Милая Анна, в какую скверную историю вы попали", — говорит в картине "Адмиралъ" Александр Васильевич Колчак своей возлюбленной Анне Тимиревой. И ошибается. Они оба попали в мелодраму.

В советские времена произведения о героях разных веков, революции и Великой Отечественной войны создавались ради назидания. Строчка Маяковского "Юноше, обдумывающему житье, решающему — сделать бы жизнь с кого" была, выражаясь по-нынешнему, слоганом всех подобных проектов. Примером молодежи разумелись так называемые борцы за счастье народа и революционные демократы — российские и зарубежные, которых уже на заре советской власти решили увековечить в ленинском плане монументальной пропаганды. Со временем список корректировался по сути и контекстуально, но вплоть до обрушения советского строя мы жили по схеме вождя пролетариата "Декабристы разбудили Герцена, Герцен развернул революционную агитацию…", заучивая сей отрывок наизусть.

Наши герои боролись. Человеческое было им почти абсолютно чуждо. Любовь — только к товарищам по партии (строго противоположного пола), и то… А секса, как все помнят, не было вовсе. Борцам полагался образ врага. Уже в шестидесятые годы враги стали получаться более человечными, чем их плакатные антагонисты, не имевшие нюансов. Истинных арийцев играли светловолосые — и вообще с не нашими лицами — прибалты. А образы белогвардейцев доставались актерам, которые не годились на роли пламенных большевиков из-за их слишком интеллигентного, ненародного вида (высокий лоб, умный взгляд и так далее) или из-за некоторой, даже и вымышленной, персональной неблагонадежности. Или из-за шлейфа предыдущих ролей — допустим, дворян.

Исключения были единичны — для тех, кто изображал молодцев 1812 года или декабристов. В общем, вспомните Олега Даля, Вацлава Дворжецкого, Владимира Высоцкого, Александра Кайдановского — и поймете, о чем я говорю. Их "отрицательные" персонажи, разумеется, привлекали гораздо сильнее, чем положительные соседи по кадру. Более того, они воспринимались антитезой не только героям социалистического пропагандистского искусства, но и общественному строю как таковому. Апофеозом абсурдной и привычной ситуации "свой среди чужих" стал парадоксальный двойственный образ Штирлица.

Сменились времена. Кто нынче свой, а кто чужой, понятно не очень. Власть взыскует дидактичной определенности (власти так проще), устраивая опросы и шоу вроде "Имя России" — и нарываясь на неугодные или сомнительные результаты. Но ведь и общество, мне кажется, взыскует некой правды (со всеми возможными кавычками и оговорками), ибо надоело не понимать, шататься, извините, стебаться и выслушивать от мнимых гуру упреки в забвении родства.


читать дальше

00:26 

Фильм: Гитлер капут!

"Гитлер капут!": мы за ценой не постоим
3 октября 2008 - 13:21

Гитлер капут!И все-таки меня заставили посмотреть это кинище. Рекламный ролик, каждым кадром нарезки сверкающий пошлостью, не стимулировал трату времени. Но после просьбы петербургских коммунистов (словосочетание, само по себе пародийное) к властям снять картину с экрана; после публичных слов одного очень уважаемого режиссера: "Я фильм не видел, но надо бы, наверное, посмотреть… все кругом говорят, что гадость несусветная"; после десятка статей моих коллег; после "тяжелой артиллерии" — комментария Бориса Парамонова на Радио Свобода (весомее, по моим представлениям, только комментарий Валерии Новодворской) — о свободе расставания с прошлым; после слов работающей в кинотеатре подруги: "Народ не ходит, снимаем сеансы", — пришлось сесть в кресло. Зубы заныли. Челюсти, извините, свело.

Никому не советую, поскольку — просто скучно, очень скучно. Хотя и совсем не так пошло, как в рекламе; все же стандартом этих трейлеров можно убить любое кино, даже плохое, не говоря уж о пристойном. Семь зрителей, кроме меня, присутствовали в зале лучшего в центре города кинотеатра: мужчина на первом ряду храпел в голос, остальные где-то сзади иногда пытались засмеяться, да не очень-то у них и выходило сие простое естественное действие.

Ну, как бы содержание все уже знают. Эдакая вроде кавээнная пародия на анекдоты про Штирлица, приправленная анекдотом про Рабиновича, плюс то, что называется эксплуатацией сексуальной тематики или низовой культуры (впрочем, непотребного унитазного юмора тут избежали). Присутствуют "сатира" в адрес гаишников и ужимки в сторону гомосексуалистов, а также ласковый стеб над авторами-исполнителями. Привлечены комики, которые считаются первостатейными (но таковых у нас давно нет за отсутствием полноценного публичного осмеяния чего бы то ни было), большой бюст одной артистки и всенародная слава (не важно, что отрицательная) одной девушки-персонажа.
Ну еще разумеется, есть алкогольная тема; есть Алексей Булдаков, почему-то получивший здесь имя Кузьмич (а так зовут егеря в исполнении Виктора Бычкова в "Национальных особенностях" охоты и рыбалки; и отчего радистка Кэт стала Зиной — тоже непонятно); пара-другая отсылок к отечественной киноклассике и комедиям по-голливудски. И масляной краской прописана иллюстрация к хрестоматийному определению фюрера: "бесноватый".

Может, я что и забыла, не суть. Важно, что авторы стараются рассмешить — любой ценой, а не получается. Только на финальных титрах им это удалось — там, где теперь привычно видеть кусочки снятого, не вошедшие в картину. Не удивительно: фильм-капустник, фильм-коллаж и может быть вдруг удачен на уровне микроэпизода, а не в целом. Допускаю даже, что поруби действие обратно на фрагменты и покажи в отдельности — может, кое-какие и вызвали бы улыбку.
Как вызывают сейчас сочувствие, признаюсь сразу, собачьи глаза Бормана в исполнении Юрия Стоянова. Вызывает доверие сама фигура и интонации Булдакова. И симпатию — ясный взор девицы (в антрепризном смысле девицы) Анны Семенович. И профессионально отмечаешь, что довольно многое сделано "в натуре" — так называемые спецэффекты и трюки — а не надоевшим компьютером.

читать дальше

01:48 

Фильм: Каменная башка

"Каменная башка": боль есть, ее не может не быть
22 сентября 2008 - 17:13

Каменная башкаПредыдущий совместный труд этих авторов — фильм "Меченосец" — вышел два года назад, в пору совсем уж отчаянной ситуации в нашем кино, когда без-мыслие и претенциозность побеждали и прямым нокаутом, и по очкам. На фоне тотального гламура и мелкотравчатых, но бодрых боевичков трагическая история человека, испытывающего боль от своей всесильности, оказалась не понята аудиторией. Страдающий, нервный и впечатлительный, фактически — интеллигентный, герой никак не соотнесся с массовым представлением о Герое; возможно, это следовало предвидеть, но оказалось неожиданным.
С той поры ситуация в отечественном кино улучшилась не сильно, но все же десяток достойных картин появилось. Их обсуждают критики и киноманы, эта самая благодарная часть публики, — активно, однако достаточно безнадежно. Сочинский "Кинотавр" и выборгский фестиваль "Окно в Европу" предъявили продукцию минувшего сезона, расклад опять удручает — полагаю, не только сноба-критика, но и "бухгалтера"-прокатчика. Понятно, что не хочу обидеть здесь ни своих коллег, ни своих друзей, в итоге мы делаем общее дело… Оно все не клеится.

Объявленные реформы в финансировании проектов будущего (кто желает, легко найдет в Интернете соответствующие статьи) пока не сулят принципиальных производственных, а тем более художественно-идейных, перемен. По-прежнему главным кажется как можно быстрее вернуться к какому-то здравому смыслу в кинематографе — что неизменно трудно, поскольку жизнь абсурдна и мрачна до невероятия.
В таком общественном и корпоративном контексте могу лишь аплодировать авторам, чем компас не сбит и показывает путь к однозначным твердым ориентирам. Как, извините, морального свойства, так и художественно-профессионального.


читать дальше

01:09 

Фильм: Живи и помни

Живи и помни: Настена утопилась
25 июля 2008 - 16:48

Живи и помни Полагаю, не мне одной давно хочется крупного фильма. На любую тему — потому что какая бы тема ни была, настоящее кино всегда об одном: о человеческом и бесчеловечном.

Смерть встает врагом жизни яснее всего на войне. Великая Отечественная как время действия сейчас сведена к стрелялкам-приключениям, более-менее удобренным нехитрой моралью. Почти всегда она формулируется так: любая война бессмысленна и гадка, страдают безвинные люди. Недавние годы продвинули массовое понимание войны до констатации "немцы тоже люди" и "власть антигуманна всюду" — в картинах "Последний поезд" Алексея Германа-младшего и "Полумгла" Артема Антонова.

Народ и эти два малобюджетных фильма дебютантов не встретились. Народ, ну хоть в каком-то своем количестве, посмотрел недавнюю картину "Мы из будущего" Андрея Малюкова. Попытка ее авторов соединить нынешнюю киноаудиторию с так называемой военной проблематикой оказалась неуклюже-примитивной — однако значительная часть публики осталась совершенно довольна: люди признавались, что "наконец узнали правду о войне". Комментарии тут могут быть обширны и скорбны.



читать дальше

02:28 

Фильм: "Нирвана"

"Нирвана": смерть в Северной Венеции
8 июля 2008 - 12:13

Нирвана Вот вам фильм, который резко выделяется из окружения. При том, что сюжет прост, хотя и не избит: любовный треугольник, и парень предает обеих; помножено на кайфецкие дела. Наши дни.
В этом времени действия вся фишка. Именно оно, полагаю, спровоцировало режиссера обернуть историю в немыслимые одежды, в буквальном и переносном смысле. Вы уже видели картинки: экзотические костюмы, запредельный грим и прически. Смесь панка, готики, театра и бог знает чего еще. К тому же — место действия: гибло-величественный Петербург. И речь уже не о том, что и наркоманки любить умеют, — о распаде и конце империи.

Игорь Волошин (с которым я не знакома) родился в Севастополе, был актером в театре, учился на артиста; в конце 90-х поступил во ВГИК, недолго занимался кинодраматургией, перешел в мастерскую режиссуры авторского фильма. Лауреат молодежной премии "Триумф" за высшие достижения в области литературы и искусства. Награжден был в 2004-м, когда им были сделаны "Месиво" (2000, документальный), "Сука" (2001, документальный; особо всех потряс — про Чечню, а сука — это война), "Охота на зайцев" (2003, игровой). Затем появились еще игровые короткометражные "Губы" (2005) и "Коза" (2007) и еще призы на разных фестивалях.

читать дальше

03:24 

Фильм: "Особо опасен"

"Особо опасен": идентификация клерка
1 июля 2008 - 10:32

Игра Итак, два с половиной года прошло с момента выхода "Дневного дозора" и наших молитв о том, чтобы Тимур Бекмамбетов не оказался поглощен голливудским сумраком — не пропал под его щедро оплаченными штампами. Можно сколько угодно твердить, что настоящему художнику методика создания "универсальных картинок" (Universal Pictures, кто не понял) не особо опасна. Но история кино знает немало примеров того, как продюсеры выкручивали руки даже гениям.
К счастью — и это главное мое ощущение после просмотра — Бекмамбетов во многом сумел выкрутиться из модельной ситуации комикса; во всяком случае, версия, которая предназначена для отечественного проката, выглядит все же не бессмысленной развлекухой. Вряд ли перерыв на "Иронию судьбы — 2", самую массовую и кассовую отечественную фильму нового времени, позволил ему не оторваться от родных осин, — скорее, воспитание традициями классической русской культуры и советско-российской жизнью.

И вот рядовой конторский служащий, дисциплинированный и подавленный, становится взбунтовавшимся клерком — маленьким человеком по-русски, который отбросил смирение и грозит силам зла. А его история из экранизации растиражированных псевдопсихологами советов в книжках типа "Сто способов победить свой стресс" приобретает некоторые черты романа воспитания, эдаких "Моих университетов".
Эти черты не в сюжете, поскольку Уэсли Гибсон (Джеймс Макэвой вряд ли влюбит в себя толпы девочек) заперт в своем существовании вовсе не материальными проблемами, хотя он и совсем не миллионер, но в атмосфере. Она строится режиссером тщательно — даром, что адекватно читается, полагаю, только его соотечественниками. В деле участвует все — от кириллицы в нашей версии до имени Фокс из "Места встречи…" и водки "Русский стандарт". Есть ударный крупный игрок — грустные глаза и вязаная шапочка Константина Хабенского, хотя мне трудно пока понять, почему сей "русский с крысой" кажется из другого фильма: то ли персонаж единственный "настоящий", то ли актера непривычно видеть в окружении совсем иных, чем обычно, лиц.


читать дальше

21:50 

Фильм: "Игра"

"Игра": маленький человек у кромки поля
2 июня 2008 - 16:15

Игра Вот опять: картина отдельно – критика ее отдельно. История того, как администратор сборной России по футболу обогатиться захотел, да в "Скорую" угодил, многим показалась медленной и печальной на фоне предвкушения фильма про футбол. То есть, ожиданий, сформированных телетрансляцией лучших (sic!) матчей с некой поправкой на киношаблоны. Должен быть крутой саспенс, мелькающие в кадре гольфы и бутсы, сначала чистые, потом грязные, прыжки в рапиде и удары головой, компьютерный пролет мяча, злые или лукавые судейские глаза крупно, запрещенные приемчики всех видов и калибров, комментаторская кабина с реальным, допустим, Кириллом Набутовым, начальственные звонки с требованием выигрыша, необходимого в данной политической обстановке, на худой конец – с сообщением о готовящемся теракте, а также беременная (вариант: чуть не брошенная) жена форварда…

Публика обманулась. И те, кто помнит советские фильмы "Вратарь" Семена Тимошенко по сценарию Льва Кассиля (1936; между прочим, там фамилия главного героя, зазнавшегося, но исправившегося, – Кандидов) и "Одиннадцать надежд" Виктора Садовского (1975). И те, кто предвкушал "патриотический блокбастер" или ждал новую серию про Кузьмича и генерала Иволгина. А главное, порушены надежды болельщиков, которые собрались в кино за сладкой-сладкой патриотической грезой – увидеть, как именно наши победят на ЧМ.


читать дальше

17:39 

Фильм: "Александр. Невская битва"

"Александр. Невская битва": по нулям
2 мая 2008 - 16:08

Александр. Невская битва Сопродюсер и постановщик этой картины Игорь Каленов (глава питерской студии "Никола-фильм") в каком-то интервью сказал, что в раннем возрасте получил в подарок книжку про Александра Невского, с картинками; увлекся. Теперь он, очевидно, сделал фильм в подарок нынешним десятилетним пацанам.

На этом рецензию можно было бы и закончить. Но опус "Александр. Невская битва" – удивительное произведение. С одной стороны, если вообще "не заморачиваться", – смотреть можно. Заметно хорошая операторская работа (мастер Валерий Мартынов и молодой Андрей Воробьев); я бы даже сказала – новаторская: традиционно мрачная российская история подана как весьма светлая, несмотря на козни боярского подполья. Вполне эффектен исторический антураж (художник Андрей Розин) и запоминаются костюмы (Татьяна Патрахальцева). Есть занимательные повороты сюжета. Не возникает, к счастью, ощущения пошлости, спекуляции на патриотизме и православии (хоть и выпущен фильм между Пасхой и Днем Победы), не сияет на каждом кадре штампик "Деньги – наше все", отсутствует гламур и кровища ведрами – к перечисленному мы уже привыкли в кино.

читать дальше

03:01 

Фильм "День радио"

"День радио": перепончатокрылый серпень
21 марта 2008 - 16:21

Фильм День радио Думаю, заинтересованные знают: "День радио" — это не к 7 мая и не о профессоре Попове. Это экранный вариант очень известного спектакля московского Театра "Квартет И". Спектакль, веселясь и играя, с песнями, рассказывает о буднях одной нынешней маленькой, но дружной радиостанции. Аншлаги уже семь лет, но авторам, естественно, хочется его показать не только живущим в пределах Садового кольца (вывоз постановки весьма дорог, гастроли нечасты), но и всей стране.

Прошлой осенью "Квартет И" презентовал себя предельно широко с киноверсией другой своей постановки — "День выборов". Рассчитывали на двадцать миллионов долларов, но собрали шесть с хвостиком. Цифры здесь привожу не ради соображений про окупаемость проекта, а ради осознания числа зрителей, готовых заплатить за вот такой, вполне достойный, смех на большом экране. Сравнение с кассой (как бы) "Самого лучшего фильма" — на 24 февраля почти 27 с половиной миллионов долларов по данным журнала "Кинобизнес сегодня" — неизбежно; увы, оно не в пользу аудитории.
Кстати, "квартетчики" характеризуют свой стиль так: "Аншлаг" — это юмор про тещу, Comedy Club — про, извините, жопу; мы все-таки — не про то и не про другое…". Теперь они рассчитывают завлечь в кинотеатры народу побольше, чем "выборной" кампанией. Мотивируют тем, что "День радио" не привязан к актуальности момента, здесь нет шуток на политическую тему, мгновенно устаревающих (впрочем, сие дискуссионный вопрос в наших политических реалиях). И уже замышляют новые кинопроекты…


читать дальше

02:54 

Фильм "Ничего личного"

"Ничего личного": только бизнес?
17 марта 2008 - 12:19

Фильм Ничего личного Забудьте стереотипы. Никаких мафиозных джентльменов, так и норовящих оправдать свои гадкие и гаденькие поступки интересами дела. Будто содержимое твоего кармана оправдывает очередную комбинацию "человек — труп" или "человек — калека". Эта картина не для пацанов любого возраста и не про них. Не для синефилов с разноцветными сачками для цитат и объектов пародии. Или же тех, кто любит считать удары по мясу. И не для девочек-дамочек, жаждущих чуда, но сначала чтоб идентифицироваться — однако не до слез и не до мыслей.

Жил-был один дядечка в расцвете лет — и дело есть, и деньги есть, и дом-жена есть. Зимин его фамилия. И внешность такая же — обыкновенная. Раньше Зимин, очевидно, был каким-нибудь мэнээсом или итээром. А теперь он частный детектив. Интеллект, аккуратность, технические навыки, общая как бы заурядность — все пригодилось. По заданию своей фирмы следит за людьми и поставляет результаты клиенту. Видеокамеры, прослушка, щелчки затвора настоящего аппарата с длиннофокусным объективом. Никакой криминальной романтики — ни драк, ни погонь, ни преследований с разбитыми авто, ни пистолетов хоть с глушителями, хоть без. И трупов, к счастью, нет.

читать дальше

01:33 

Фильм: "Мы из будущего"

"Мы из будущего": неглубоко копнули
24 февраля 2008 - 09:26

Фильм: Мы из будущего Четверо черных следопытов занимаются своим некрупным бизнесом на костях. В один прекрасный летний день к ним в поле является ведьма, которую продвинутым пацанам неплохо бы за таковую признать. Интуиция и IQ молчат, воспитание ниже уровня культурного слоя… в общем, старуха отправляет молодцев через чистилище-озеро прямиком и голышом в ад. В август сорок второго, на линию фронта.

Так вполне залихватски начинается фильм, сценарий которого сочинялся Александром Шевцовым и Кириллом Белевичем, а "киноверсию" (так в титрах) создал Эдуард Володарский, один из последних могикан советской драматургии, работавший и с Алексеем Германом, и с Никитой Михалковым, и с теми, чьи имена давно забылись.


читать дальше

01:28 

Фильм: "Поцелуй не для прессы"

"Поцелуй не для прессы": В диафрагму. Под дых
22 февраля 2008 - 09:54

Фильм: Поцелуй не для прессы Про господина Воропаева мне известно лишь то, что он основатель и руководитель продюсерской компании собственного имени, произвел режиссерский дебют Гарика Сукачева "Кризис среднего возраста" (1997) и фильм Сергея Русакова "Что нужно женщине…" (2000). Что занимался продюсированием театральных постановок и журнала "Театр" (до 1998 года).
Из всего перечисленного видела только картину Сукачева – она не оставила должного следа в памяти зрителей из-за отсутствия в стране в ту пору кинопроката, а жаль. Произведение несовершенное, но живое.

Теперь вот всплыл иной проект, пятилетней давности. Фильм "Поцелуй не для прессы". Автор идеи и продюсер Воропаев вместе с журналисткой Еленой Исаевой написали сценарий, Ольга Жулина приняла на себя обязанности постановщика. Госпожа Жулина по образованию актриса, окончила Щепкинское училище, дебютировала в сериале "Рожденная революцией" Гелия Рябова (1974-1977), с тех пор снялась в десятке картин. Послужной список, представленный на DVD "Поцелуй не для прессы", содержит также перечень ее режиссерских работ: неигровые фильмы "Северный полюс" и "По дорогам Франции", некие пять игровых короткометражек "Легенды Арарата", и вот уже в 2007-м Жулиной экранизирована повесть Василя Быкова "Пойти и не вернуться" – фильм "Обреченные на войну".


читать дальше

01:17 

Фильм: "Исчезнувшая империя"

"Исчезнувшая империя": ошибки разного возраста
19 февраля 2008 - 14:33

Фильм: Исчезнувшая империя Перед нами любовный треугольник на фоне календаря с датами 1973-й — 1974-й. Действующие лица — студенты столичного гуманитарного вуза.

Сергей — внук академика археологии; тогда подобных мальчиков тоже называли "золотая молодежь", а еще чаще "номенклатурными сынками", и неважно, что номенклатура была научная, а не партийно-советская. Происхождение — до поры, до времени, естественно — позволяет юнцу вести себя как попало. Дома он ворует дедовы книги, чтобы продать их в букинистическом магазине ради покупки джинсов и дисков, на советском языке — грампластинок. В институте не то что дерзит преподам, а просто их игнорирует, — доцента, вдохновенного историей партии, традиционно близорукую, а значит — беспомощную, "литераторшу"…


читать дальше

23:54 

Фильм: "Монтана"

"Монтана": Заштатное кино
11 февраля 2008 - 12:36

Фильм: МонтанаОчередной "бандитский", простите, фильмец не скрывает основной задачи своего производства: сделать деньги. Есть и обертон — совместить полезное с приятным; он реализован съемками в Америке. Которая только в песне "гуд бай!", а на самом деле - отчего же и не поработать в условиях, гораздо более комфортных, нежели наши осинные. Да и стоимость билета с проживанием так естественно относится на счет бюджета картины…

Рассуждение обывательское, однако иного в голову не приходит. Поскольку авторы проговариваются сами уже в начальном эпизоде. Аннотация твердит о "Монтане — стране грез, синих горных озер", а ее, аннотации, клоны — о верности детской мечте как характерообразующем элементе личности Николая Уманского, центрального персонажа. Меж тем романтическая мечта двух сирых советских детдомовцев об этой самой Монтане, якобы увиденной ими по телеку, немедленно дискредитируется взрослым понятием "Клондайк". Пацаны реально хотят денег, а не путешествий с приключениями.


читать дальше

01:19 

Фильм: "Самый лучший фильм"

"Самый лучший фильм": Продукт жизнедеятельности
26 января 2008 - 13:20

Фильм: "Самый лучший фильм"Как всем известно, "Самый лучший фильм" – пародия на некоторые отечественные кинохиты и сериалы последних лет, предпринятая продюсерами ТНТ и создателями телевизионной программы Comedy Club ради дополнительного самовыражения и, не будем ханжами, обогащения. Цепочка рассуждений проста.
Мы, мол, знаем американские фильмы-пародии, они очень успешны. Отчего же не попробовать сваять аналогичное среди родных осин? Задачка элементарна. Чтобы сделать доходную пародию, надо выбрать объектом насмешек фильмы – лидеры кассы. В принципе сгодится все что угодно – однако Тарковского пародирует Звягинцев, а его опусы все же не обеспечивают двузначно-миллионный бокс-офис. Поэтому "наш" объект – "Дозоры", "Бригады", "Бумеры" и "Няни": всенародные хиты. Поскольку своего сырья не хватило, укрепимся американским же. Популярность телепрограммы умножится на любовь к "материалу" – и доходы неизбежно возведутся в некую степень.
Примерно так, весьма оптимистично. По нынешнему, – позитивно.

Авторы данного произведения прокламируют в интервью самоиронию, а значит, хоть в какой-то степени неглупые люди. Я лично ни с Артаком Гаспаряном, ни с Гариком Харламовым (в титрах фильм заявлен как их произведение), ни с режиссером Кириллом Кузиным (прежде клипмейкер, режиссер монтажа) не знакома, поэтому определить для вас, уважаемые читатели, эту степень не могу. Но надеюсь, что вышеупомянутое слово "паразиты" всеми будет воспринято в терминологическом смысле: это существа, живущие за счет других. Любые пародисты паразитируют на достижениях авторов оригинала; таким образом, мы (публика) по определению вынуждены наблюдать отражение отражения.
Впрочем, вот коротенькое определение из Брокгауза и Ефрона: "Паразиты, низшие растительные и животные организмы, живущие снаружи или внутри другого животного и питающиеся на его счет. Сюда принадлежат многие роды грибков и червей. П. проходят иногда сложный цикл развития; см. Глисты. Частью приносят вред хозяину и служат причиной многих болезней".


читать дальше

03:04 

Мультфильм "Илья Муромец и Соловей-Разбойник"

"Илья Муромец и Соловей-Разбойник": Богатыри, не мы
2 января 2008 - 14:48

Мультфильм "Илья Муромец и Соловей-Разбойник"Героическая трилогия "Алеша Попович и Тугарин-змей" Константина Бронзита (2004), "Добрыня Никитич" и Змей Горыныч" Ильи Максимова (2006) и "Илья Муромец и Соловей-Разбойник" Владимира Торопчина (2007) – вероятно, самый сложносоставной российский продюсерский проект новейшего времени.

Не возникнуть он не мог. В начале 90-х полнометражная анимация в мире вдруг словно очнулась после спячки в постдиснеевские времена – помог, понятно, технологический прорыв. Один за другим стали появляться фильмы, в которых рисованые персонажи оказывались живее, чем сыгранные артистами.
Почему так случилось – вопрос для теоретиков. То ли физические возможности костно-мясных физических тел оказались на пределе – гибким же вымышленным телам подвластен любой гэг, а публика жаждет все новых извивов. То ли набор людских приключений поисчерпался – у предметов, даже антропоморфных, всегда есть свои собственные заморочки. То ли реализм надоел и понадобилась другая степень условности – а сюр и абстракция лучше удаются красным кубам и черным квадратам. Или постмодернизм овладел умами…
А может, потому, что фантазия активнее простерлась в не наши – инопланетные и "тонкие" – миры, в иные времена. Философия уперлась в кризис гуманизма. Человечество впало в детство периода наскальных рисунков: теперь уж комиксы и анимэ – словно "Война и мир" рядом с флэш-анимацией… В общем, настоящий шок был у всех, когда в 1995 году Берлинский фестиваль включил в конкурсный показ "Историю игрушек".

Наши не могли остаться на обочине процесса. В 1999-м появился "Незнайка на Луне" – в общем и целом, все же лишь относительно большеэкранный (в основном расчет шел на кассеты), и только в 2003-м "Карлик Нос" был позиционирован как "Впервые в России – полнометражный анимационный фильм".
Но еще в 1998-м продюсер Сергей Сельянов (между хлопотами об отправке в Канн балабановской картины "Про уродов и людей" и выбором натуры для его же "Брата-2";), начав производство анимационного фильма "Великий волшебник Изумрудного города", признавался, что "анимация греет душу" и что "я не мог себе представить, что займусь этим производством. Но сразу, как только мы погрузились в это дело, возникли обширные планы".


читать дальше

03:54 

Фильм "18-14"

"18-14": Да так, брат Пушкин, так как-то все...
27 декабря 2007 - 11:17

Фильм "18-14"Опять мы имеем картину, интересную не столько саму по себе, сколько потенциально важную/не важную для процесса. Как говорится, будущее покажет.

Начнем от печки. Только три кинопроизводящие структуры обнаруживают в своей деятельности идеологию (и, соответственно, стратегию), которая выше задачи заработать деньги.
Это Первый канал, о чем мы говорили недавно еще раз в связи с фильмом "Ирония судьбы. Продолжение". Задача Константина Эрнста и Анатолия Максимова – масштабные государственные проекты, патриотичные и утверждающие "правильный порядок" всего, от истории до современности.
Это петербургская Кинокомпания СТВ и Сергей Сельянов, последовательно создающие, наоборот, по форме достаточно локальные, даже камерные, истории чаще в духе критического реализма, в которых отражается совсем иной характер действительности, но отражается полно и художественно. Вообще, Сельянов, на мой взгляд, до сих пор был наиболее успешен по сочетанию параметров количество/качество, искусство/массы, классика/эксперименты и прочих.
И это продюсер Александр Роднянский, он же – гендиректор СТС. Уже приходилось отмечать его старания сделать не просто настоящее кинозрелище для подростков и молодежи, но найти некий код подобных произведений – следуя зарубежным кинообразцам.

В данном случае, как господин Роднянский рассказывал перед пресс-показом в Питере, – британским. Там используют свою имперскую историю: адаптируя и даже трансформируя ее сюжеты, создают кассовые хиты вне блокбастерного формата. Пример – всем известные "Четыре свадьбы и похороны". "И мы должны, – говорил Роднянский, – научиться играть на разнообразных жанровых полях, чтобы привлекать аудиторию, которая сейчас в кино не ходит".
Правда, в случае с "1814" продюсерский дротик направлялся, в первую очередь и очевидно, в темечко все тех же "молодых зрителей" – ровесников героев фильма, чей возраст и зашифрован в названии: от четырнадцати до восемнадцати. Эти люди, по уверенности Роднянского, отторгают все хрестоматийное и близкое к учебнику – все , начиная с нравоучительной интонации. Спорить особо не приходится, и все же строжайший запрет в предварительной информации и рекламе картины упоминать Пушкина кажется явным перебором по концепции.


читать дальше

17:13 

Фильм "Ирония судьбы. Продолжение"

"Ирония судьбы. Продолжение": салат оливье, как и было сказано
21 декабря 2007 - 18:58

Фильм "Ирония судьбы. Продолжение"Первый канал и Тимур Бекмамбетов запарились в попытке обнаружить времен связующую нить. И потерпели полу-удачу.

Последний государственный трюк уходящего года – выход на экраны продолжения одного из легендарных фильмов советской эпохи. Как в знаменитом праздничном салате, о котором не вспомнит разве что житель Королевства Того, куда Новый год приходит самым первым, в проекте "Ирония судьбы – 2" волей авторов собрано все.
Прежде всего, креативная и финансовая мощь, а также дерзость Первого канала, которые невозможно отрицать вне зависимости от вашего отношения к результату каждого его конкретного подвига. И даже вне всякой связи с его повседневной практикой. Индикатор, зеркало и коллективный организатор происходящего в стране и в людях (во многих, во многих), Первый канал нынче есть безальтернативное стилеобразующее и пропагандистское начало среди широких народных масс. Даже интеллектуалы и кое-где оставшиеся интеллигенты, не говоря уж о деловых людях, вынуждены с ним считаться и его оценивать. В стороне разве что так называемая продвинутая молодежь, но – я уверена – канальцы скоро доберутся и до нее.

Как известно, Константин Эрнст, глава Первого, всегда был и остается очень неравнодушен к кинематографу. И, кажется, сколь ни привлекали его лавры создателя "Старых песен о главном" (играли в постмодернизм, но уже десять лет назад обеспечили реванш эстетики соцреализма и во многом способствовали застою в массовой культуре), слаще большого экрана не оказалось ничего. Кинопроизводство Первого обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй, интересующиеся вспомнят все, но успех "Дневного дозора", как мы и предполагали год назад, оказался не то что случайным, а практически единичным.


читать дальше

14:22 

Фильмы "Русалка" и "Кука"

"Русалка" и "Кука": сказки в городах
3 декабря 2007 - 12:21
Кадр из фильма "Русалка"

Фильм "Русалка"Степень правдоподобия в игровом кино — вещь трудноопределимая, даже загадочная. Но необходимая, поскольку иначе перестаешь верить в происходящее на экране. А перестаешь верить — не сопереживаешь героям или автору. А не сопереживаешь — зачем ходил в кино, платил деньги? Что вообще тогда получил от просмотра?
Это самое правдоподобие в конце концов должно оказаться правдой чувств, и лишь она важна. Каким способом режиссер вызывает наше доверие? Каждый — своим. Иной раз на экране совершенно невероятные с виду события, даже фантастические или фантазийные, — а мы влезаем в условия игры и ни в чем не сомневаемся. В другом же фильме все совершенно жизнеподобно, а фальшь ощущается — либо человеческая (это когда автор спекулирует на переживаниях зрителя), либо "киношная" (это когда автору, честному в работе, попросту не хватает профессионализма).
Попробуем соотнести эти соображения с фильмами "Русалка" Анны Меликян и "Кука" Ярослава Чеважевского.
Но сначала все же еще раз позволю себе напомнить: нет в мировом, а тем более в нашем, кино произведений, которые призывали бы к плохому. Сознательно бы прославляли порок во всех его видах или даже просто неприличное поведение (есть политические задачи некоторых фильмов, но будем считать таковые исключением из правила; не о них речь). Все картины призывают к добру, даже если оно в финале повержено. Мы понимаем: зло все равно будет наказано, хоть на небесах, а про автора фильма думаем, вслед за классиком: "он проповедует любовь враждебной силой отрицанья".


Кадр из фильма "Кука"

Фильм "Кука"Поскольку все кино — о добре и зле, а воспитание нравственности не есть задача искусства (это задача семьи, школы и церкви), постольку настоящий киноман не хвалит картину словами "она такая добрая". Продвинутый зритель смотрит, как это сделано. И ловит нюансы. Именно в этом — интерес.

Итак, Анна Меликян представляет нам современную киноинтерпретацию одной из самых грустных андерсеновских сказок — "Русалочки" (немало критиков и зрителей вспомнило уже картину "Амели" Жана-Пьера Женэ, 2001, но мне эти два фильма кажутся схожими лишь в чем-то самом поверхностном). "Русалочка", если кто помнит, — повествование про "дикую" девочку-девушку, дочь Морского Царя, которая полюбила земного Принца, пошла из-за него на немыслимые жертвы, спасла ему жизнь, а он ее не узнал (во всех смыслах слова — не узнал, предпочел ей Принцессу).
Анна Меликян (она же и автор сценария) из вечной сентиментальной сказки о преданной безответной любви делает весьма жесткую историю "здесь и сейчас" с удивительными отсылками к мифологии вневременного (а в нашем варианте — советского) счастливо-несчастливого детства. Совершенно очевидно, что Меликян не зря училась во ВГИКе (2002, мастерская Сергея Соловьева и Валерия Рубинчика), где насмотрелась много хорошего отечественного и зарубежного кино. И — главное — сумела в своей второй полнометражной работе как-то по-своему и живо насмотренное перевоплотить, не теряя "концов".


читать дальше


16:22 

Фильм "Александра"

"Александра": прощай
22 ноября 2007 - 15:30

Очень давно, лет двадцать с лишним назад, режиссер Александр Сокуров, чьи работы тогда были известны исключительно профессионалам (ибо оказались под запретом), сказал: не фильму нужны зрители, а зрителю нужен тот либо иной фильм. Мы же тянемся рукой к полке с книгами и выбираем ту, которую вот сейчас захотелось прочитать/перечесть.
Сравнение с литературой принципиально для Сокурова, который не устает говорить, что сам взращен ею (и музыкой еще), что вовсе не принадлежит миру кино. Принципиально важная мысль, но я пока о другом. Картины лучших наших (снимающих на русском языке) авторов лишь в самые последние годы вдруг стали, что называется, прокатными. В фильмографии Киры Георгиевны Муратовой полтора десятка полнометражных картин — один "Настройщик" (2004) получил доступ хоть к какому-то количеству экранов по стране. Александр Сокуров - автор полусотни фильмов, из которых игровых полнометражных также полтора десятка, а кто, кроме киноведов и серьезных кинокритиков, видел хоть пять?

Сказанное ни в коем случае не означает, что новую картину нельзя смотреть и понять без знания всего предыдущего. Мы же читаем "Войну и мир" без "Анны Карениной". Но два предостережения некиноведам я себе позволю. Не судите о произведениях киноискусства по газетным заметкам дилетантов, которые в унисон вопят лишь о том, что вот в Канне или Берлине опять не наградили режиссера имярек, а подлинные причины сего им невдомек, да и неинтересны. И не верьте, когда пишут: Муратова — чернушница и не любит людей, а Сокуров — непонятен, скучен и всегда о смерти, а не о жизни. Не верьте. Идите в кино, смотрите сами — оценивайте сами.

читать дальше

Фильмы, кино – рецензии Ольги Шервуд

главная