• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
17:26 

Фильм "Беглянки"

"Беглянки": Сейчас вылетит утка, скажите "чиииз!"
18 ноября 2007 - 13:24

Вот почему всех так будоражит продакт плейсмент – не понимаю. Ясно же: кроме псевдопатриотических блокбастеров должны быть обычные человечные картины (и нам, зрителям, таковых хочется, и хорошим режиссерам мечтается их делать). Деньги на такие фильмы собрать трудно. Приходится прибегать к разным ухищрениям. Многие люди нервничают, увидев некий брэнд в нашем кино – что, о навязчивой рекламе в жизни уже устали ворчать? А почему тогда о машинах и напитках в бондиане – с восторгом?
Я бы, наоборот, приз давала тому автору, который самым смешным образом впишет пресловутый логотип в кадр. Вот как, например, сделал Юсуп Разыков с названием одной косметической компании. И в действие сам продукт вставил – не придерешься, и удачно пошутил.
И эти заметки о "Беглянках" можете считать откровенной рекламой. Правда, без шуток.

Пятидесятилетний Разыков (филфак Университета в Ташкенте, затем сценарный факультет ВГИКА в 1986-м; пять лет был гендиректором "Узбекфильма", с 2004-го – худрук) – один из самых интересных киноавторов постсоветского пространства; сей факт известен профессионалам. Работает как сценарист и как режиссер, сам снимает по собственным сценариям. Его фильмы можно увидеть только на международных фестивалях (немало, кстати, призов), а у нас – на "Киношоке" и ему подобных форумах, представляющих кино бывших советских республик, потерянное для российского зрителя, боюсь, навсегда.
Разыков обладает ярким собственным стилем, современным и острым. Умеет сделать своего героя, маленького человека, настоящим "главным героем" событий, происходящих в его, персонажа, жизни. При этом жизнь у Разыкова остается повседневно-реальной – эта реальность равна абсурду, трагикомедии и даже совершенной трагедии. Например, в фильме "Оратор" (1998) некий добрый человек Искандер, имеющий три жены, еще влюблялся в Комиссара (женщину, не пугайтесь) и становился пламенным трибуном в пору установления советской власти в Узбекистане – но счастье почему-то терял.

читать дальше

02:16 

Фильм "Тиски"

"Тиски": голова раскалывается
16 ноября 2007 - 12:44

Тодоровский, сын режиссера и музыканта Петра Тодоровского, всегда был не просто успешный режиссер — модный. Он сразу снискал благожелательное расположение общественности. Его фильмы, каждый при появлении, хвалили словами "европейское кино". И действительно, они располагались довольно далеко от кино советского, классиком которого уже давно стал Петр Ефимович, — а уж от американского тем более; отличались четкой продуманной структурой и таким же изображением.
По ним было видно: человек понимает, что делает, — за подобную редкость (особенно в те времена) Тодоровского стали искренне награждать на разных фестивалях и привечать как одного из лидеров поколения. Ему легко простили бессмысленность дебютного "Катафалка" (1991). В "Любви" (1991), пленяющей достоверностью "страданий" молодых мужских тел, "не заметили" разрушающей всю постройку (допускаю, что невольной) конъюнктурности еврейской темы.

"Подмосковные вечера" (1994) — новая версия кошмара, приключившегося когда-то в Мценском уезде, вызвала некоторое недоумение своей бесстрастностью, своим ледяным голубовато-серым тоном — да Алиса Фрейндлих "сняла" претензии, Ингеборга Дапкунайте озадачила, а сцена акта на подоконнике, абсолютная новинка тогда в нашем кино, смелость, можно сказать, выдала индульгенцию автору: он такой прогрессивный, как можно быть недовольным...

читать дальше

18:44 

Фильм "Трое и Снежинка"

"Трое и Снежинка": нулевой километр
12 ноября 2007 - 12:54

До Ремарка как до небес, но три товарища — студент, переводчик и художник — живут-поживают себе в Москве.
Однажды доброго, но недотепистого художника студент и переводчик спасают от постылой участи (папочка уготовил) наследника конфетной фабрики и мужа нелюбимой жены; короче, он сбегает с собственной свадьбы.
Затем студент-плейбой влюбляется с первого взгляда в замужнюю молодую леди с экзотической фамилией Снежинка — и теперь уже переводчик и художник должны ему помогать.
А переводчику-интеллектуалу почему-то истории не придумали. Ограничились бабушкой по прозвищу Шеф.

Основной линией фильма становятся приключения друзей в Голландии, куда мчится наша троица вслед за упомянутой замужней леди. Чтобы вернуться с тем, с чем уезжали: она другому отдана и будет век ему верна (поправка, актуализирующая сию "допотопную" мораль, в действие введена — увидите, если пойдете в кино).
Впрочем, сама дружба из-за разных перипетий подвергается испытанию — что и должно было составить, надо полагать, смысл повествования. Но и дружба в итоге возвращается на круги своя совершенно чудесным — то есть, "закадровым" — образом. И потому вся весьма условная история имеет уже совершенно условный финал.

читать дальше

02:44 

Фильм "1612"

"1612": разгневаны все
6 ноября 2007 - 17:33

1612На удивление единодушной оказалась реакция критиков на новый фильм продюсера Никиты Михалкова и режиссера Владимира Хотиненко по сценарию Арифа Алиева "1612. Хроники Смутного времени".

Аннотацию пересказывать не буду, коротенько воспроизведу начало картины, первый кадр которой — лучший. Это крупный план некоего молодого человека в дорогой "древнерусской" одеже, с хитрым и умным, жестко-веселым, просто-таки зажигательным взглядом. Портрет сразу обещает и большой стиль, и серьезную драму, тем более что за ним бобслеем (то есть, нарезкой) идут кадры и титры о Годуновых, Лжедмитрии, польском короле Сигизмунде и походе ляхов на Москву.
Но тут появляются всадники с крыльями (которые так интриговали в рекламном ролике). Мало того, что обычный зритель не знает — достоверна ли сия деталь костюма хоть у каких войск, так еще и непонятно — "наши" это или "не наши". И вообще — это "реальные" наездники или поэтические образы в структуре повествования?
Восприятие уже сбивается, дальнейшие непонятки громоздятся и усугубляются. Некий юродивый получает затрещину — что само по себе не укладывается в голове: Божий человек! — но чуется-обещается тема самозванства на престоле. Некий кардинал отправляет в Россию не то шпиона, не то миссионера, — и тут важен текст: Россия гораздо более дикая страна, чем Аргентина. Лжедмитрий — а это его мы видели в первом кадре (артист Дмитрий Ульянов) — на масленицу выкатывает (не лично, разумеется) некую красную конструкцию для возбуждения всеобщего веселья, заставляющую вспомнить адскую машину из "Сибирского цирюльника". А затем закрывает лицо венецианскообразной маской, остающейся целехонькой, хотя Лжедмитрия уже труп как-то немедленно сжигают...


читать дальше

02:35 

Фильм "Бой с тенью – 2. Реванш"

"Бой с тенью – 2. Реванш": кто побил Ларри Палмера?
24 октября 2007 - 16:08

Бой с тенью 2. Реванш.Фильм, как всем известно, есть сиквел "Боя с тенью" (2005) Алексея Сидорова, настолько прославившегося сериалом "Бригада" (2002), что вывел своего нового героя, Артема Колчина, почти наследником по прямой. И эта идея — из криминальной среды, где часто идет драка без правил, в драку легитимную, почти благородную, в бокс, — могла бы стать смысловой, новой и предельно актуальной доминантой проекта. Однако авторы ушли в другую сторону: минимум смысла, максимум зрелищности.
И цели своей достигли в обоих случаях. Криминальный боевик со спортивным уклоном редкость на экране (полугодовой давности "Неваляшка" Романа Качанова, увы, достойным соперником не стал). Сравнивать мы можем только с американскими образцами, но лучше этого не делать. Поскольку сразу вылезает ученичество и повтор. Впрочем, отечественная юная публика в большинстве своем настолько непритязательна и благодарна за малейшее приближение к голливудским образцам, что если и не ревет от восторга, как взрослые дядьки на трибунах вокруг ринга, то уж несет в кассу свои денежки за билет исправно.
И порцию драйва, вполне соответствующую цене, получает. Оба фильма динамичны и не лишены напряжения, хотя во второй части итог — победа "нашего" — запрограммирован в названии. Как знают все, кто читает аннотации и следит за подобного рода картинами, Артем Колчин, поправив зрение и отсидев (или в обратном порядке, или параллельно, не суть), возвращается к тренировкам, чтобы выиграть-таки титул чемпиона мира. Однако сюжет опять движется не чередой спортивных и околоспортивных происшествий, а набором криминальных коллизий. Прежде основной фишкой было эффектное ограбление банка вслепую, теперь — невольное убийство, наркодельцы, захват заложника, преследование, погоня, служители закона, перемена внешности и все такое.


читать дальше

02:26 

Фильм "День выборов"

"День выборов": шутить изволите?"
22 октября 2007 - 09:46

День выборовВ 1993 году несколько выпускников театрального факультета ГИТИСа создали Комический театр "Квартет И". В 2001 году сыграли "День радио": комедия-фарс, плюс элементы "производственной" драмы, плюс рок-концерт (песни Алексей Кортнева и группы "Несчастный случай";). Спектакль идет на аншлагах, его награждают, как теперь принято, эпитетом "культовый"; удачу грех упускать, и вот в том же ключе в 2003-м состоялся "День выборов". И опять – "явка стопроцентная".
Немалая доля успеха обеих постановок в структуре действия: некий сюжет, предполагающий, в добавку с основным, все новых и новых (переменно-постоянных) исполнителей, как драматических, так и музыкантов. Так устроено цирковое представление и ревю. Важна еще непременная звездность состава – на ней зиждется любая антреприза. В звездности заключен и принцип современного телевидения и всей нынешней гламур-, масс- и поп-культуры.

"День выборов" – это приключения команды пиарщиков, которые должны ради больших денег устроить предвыборную кампанию "нужному" кандидату в губернаторы.
"День выборов" решили экранизировать. Сценарий написали Сергей Петрейков, Ростислав Хаит, Леонид Барац – они же основатели "Квартета И" вместе с Александром Демидовым и Камилем Лариным; четверо последних также исполнители ролей в фильме (всех артистов перечислить затруднительно, ибо их много и каждый точен на своем месте). Продюсерами выступили господа, прежде в кино, кажется, не засвеченные – Николай Ульянов и Олег Беглов (ссылка против вот этого имени указывает: Генеральный директор Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО, член-корреспондент Международной Академии Информатизации).
Расчет был, полагаю, таков: проверенная на публике драматургическая основа, возможность привлечь известных артистов, ненасыщаемость народной любви к комедиям в кино из-за их плохонького качества и большой редкости (кстати, картина доказывает: и с этим жанром справляемся все лучше). А также: шутки "про политику" всегда смешны электорату.

читать дальше

02:23 

Фильм "Код Апокалипсиса"

"Код Апокалипсиса": наша Даша и наша Russia
16 октября 2007 - 18:45

Код апокалипсисаРежиссер Вадим Шмелев и сценарист Дмитрий Карышев продолжают осваивать азы голливудского кино. Их прошлое, годовой давности, произведение "Обратный отсчет" уже выглядело вполне съедобным зрелищем, из которого запомнились слепой герой Ярмольника и покушение террористов не на что-нибудь, а на святое - на футбольный стадион во время матча.
В той картине место действия и герои были вполне узнаваемы по жизни, хотя функционировали и те, и другие совершенно по голливудским лекалам. Голливудские правила игры мы сейчас считаем универсальными для жанра (пока не изобрели других; может, и не изобретут); национальное содержание в интернациональной форме вполне парадоксально соответствует закону соцреализма (искусство должно быть "национальным по форме и социалистическим по существу";) с его требованием безусловной победы "наших".

В "Коде Апокалипсиса" зло стало гораздо более абстрактным: ну, подумаешь, ядерные заряды в четырех мегаполисах мира и некий не самый выразительный псих (в исполнении актера с достойным бэкграундом Венсана Переса), который хочет их взорвать - если я правильно поняла - исключительно из тщеславия.
И добро претерпело коррекцию. Теперь перед нами не четверка забавных жизнеподобных фриков, а совсем уж гомункулус, выведенный в тиши кабинета по образу и подобию Лары Крофт, - настоящий полковник женского пола, приятного возраста и зажигательной внешности. Где-то там, в Москве, у полковника есть начальник - генерал в кепке (обычный для советского кино в подобных ролях Владимир Меньшов), но его функция сводится к тому, чтобы быть на связи.


читать дальше

02:11 

Фильм "Изгнание"

"Изгнание": вчитайте в меня, вчитайте!
10 октября 2007 - 16:50

ИзгнаниеЗнаете, есть расхожий упрек одного критика другому. Иной раз какую-нибудь картину хвалишь, а тебе говорят: да ничего в этом фильме нет, ты все в нем вчитал!
В ответ я обычно отвечаю: нельзя в фильм ничего вчитать — то есть, привнести смысл, которого там не заложено. Не вчитываем же мы в обычный триллер или комедию смысл экзистенциальной драмы. И не находим, например, в шедевре "Белое солнце пустыни" Мотыля того, что обнаруживаем в шедевре "Андрей Рублев" ("Страсти по Андрею";) Тарковского.
Доблесть и профессионализм критика в том, в частности, и состоит, чтобы как можно точнее и полнее понять замысел режиссера и попытаться по мере сил рассказать о нем зрителю. Чтобы зритель, быть может, нашел союзника собственным соображениям и чувствам. Отчего ему, зрителю станет немного лучше и приятнее: мол, он не один так думает. С поддержкой пусть даже и незнакомого человека все легче, верно?

Таковой я считаю и главную (одну из главных) задачу собственно искусства: благородно помогать человеку пережить свое одиночество. Тому человеку, которому это нужно, конечно.
Искусство и массовое искусство с подобной задачей, каждое по-своему, справляются отлично. Первое при этом прежде всего решает собственные задачи, а второе — обогащает продюсеров.

читать дальше

02:08 

Фильм "Русская игра"

"Русская игра": не зарывайся, брат?
8 октября 2007 - 15:17

Русская игра Содержание "Игроков" Гоголя знает каждый более-менее интеллигентный человек. Оно описывается пословицами "Вор у вора дубинку украл" или "Не рой другому яму — сам в нее угодишь". Одного шулера обыграли трое других — делов-то. Вопрос, как водится, в трактовке событий. И в том, как мы должны относиться к героям.
Логично было бы ожидать от Павла Чухрая — совместно с Еленой Караваешниковой автора сценария фильма "Классик" о бильярдистах (режиссер Георгий Шенгелия, 1998) — развития темы игры, выигрыша и проигрыша как таковых. Или развития темы "игры по жизни" — ведь герой картины "Вор" (1997), вы помните, поначалу прикидывается совсем иным человеком. А герой документального фильма "Ястреб" (1993) — и вовсе Жириновский.

И ничто, казалось бы, в иных произведениях Чухрая, этого весьма известного автора (закончившего, между прочим, операторский факультет, а потом режиссерский, уже экстерном), не предвещало выхода на международную арену. А он вот раз — и решил осмыслить в кино менталитет русского человека и менталитет европейца. Правда, задачу поставил себе скромную: обозначить наши родные и европейские штампы в восприятии друг друга. О чем искренне и сообщает в интервью.
Так вместо классического Ихарева в сюжете фильма "Русская игра" появляется и действует некий итальянец с оперным именем Лукино Форца (в этой роли живущий в Петербурге театральный режиссер Джулиано Ди Капуа). Итальянец, кстати, вовсе не потому, что Николай Васильевич Гоголь особо связан был с этой страной. А потому, как говорил сам Павел Григорьевич Чухрай на пресс-конференции в Выборге, где фильм показали впервые и удостоили гран-при, что "Берлускони — наш герой". В том смысле, надо полагать, что бывший премьер-министр Италии, друг нашего президента, как и вся Европа, действовал (жульничая?), руководствуясь мифом о нас. Европа, мол, Россию идеализирует, не понимая. А мы, в свою очередь, мифологизируем Европу — преклоняясь перед ней и обманывая ее.

читать дальше

02:04 

Здесь будут публиковаться рецензии на отечественные фильмы журналистки и кинокритика из Санкт-Петербурга Ольги Шервуд, написанные специально для раздела "Культура" интернет-портала ЮГА.ру. Дневник ведется не самой Ольгой Данииловной, но с ее разрешения.

читать дальше

Фильмы, кино – рецензии Ольги Шервуд

главная