Здесь публикуются рецензии на отечественные фильмы журналистки и кинокритика из Санкт-Петербурга Ольги Шервуд. Рецензии написаны для портала ЮГА.ру. Дневник ведется не самой Ольгой Данииловной, но с ее согласия и разрешения. Несколько слов об авторе
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
02:04 

Здесь будут публиковаться рецензии на отечественные фильмы журналистки и кинокритика из Санкт-Петербурга Ольги Шервуд, написанные специально для раздела "Культура" интернет-портала ЮГА.ру. Дневник ведется не самой Ольгой Данииловной, но с ее разрешения.

читать дальше

02:08 

Фильм "Русская игра"

"Русская игра": не зарывайся, брат?
8 октября 2007 - 15:17

Русская игра Содержание "Игроков" Гоголя знает каждый более-менее интеллигентный человек. Оно описывается пословицами "Вор у вора дубинку украл" или "Не рой другому яму — сам в нее угодишь". Одного шулера обыграли трое других — делов-то. Вопрос, как водится, в трактовке событий. И в том, как мы должны относиться к героям.
Логично было бы ожидать от Павла Чухрая — совместно с Еленой Караваешниковой автора сценария фильма "Классик" о бильярдистах (режиссер Георгий Шенгелия, 1998) — развития темы игры, выигрыша и проигрыша как таковых. Или развития темы "игры по жизни" — ведь герой картины "Вор" (1997), вы помните, поначалу прикидывается совсем иным человеком. А герой документального фильма "Ястреб" (1993) — и вовсе Жириновский.

И ничто, казалось бы, в иных произведениях Чухрая, этого весьма известного автора (закончившего, между прочим, операторский факультет, а потом режиссерский, уже экстерном), не предвещало выхода на международную арену. А он вот раз — и решил осмыслить в кино менталитет русского человека и менталитет европейца. Правда, задачу поставил себе скромную: обозначить наши родные и европейские штампы в восприятии друг друга. О чем искренне и сообщает в интервью.
Так вместо классического Ихарева в сюжете фильма "Русская игра" появляется и действует некий итальянец с оперным именем Лукино Форца (в этой роли живущий в Петербурге театральный режиссер Джулиано Ди Капуа). Итальянец, кстати, вовсе не потому, что Николай Васильевич Гоголь особо связан был с этой страной. А потому, как говорил сам Павел Григорьевич Чухрай на пресс-конференции в Выборге, где фильм показали впервые и удостоили гран-при, что "Берлускони — наш герой". В том смысле, надо полагать, что бывший премьер-министр Италии, друг нашего президента, как и вся Европа, действовал (жульничая?), руководствуясь мифом о нас. Европа, мол, Россию идеализирует, не понимая. А мы, в свою очередь, мифологизируем Европу — преклоняясь перед ней и обманывая ее.

читать дальше

02:11 

Фильм "Изгнание"

"Изгнание": вчитайте в меня, вчитайте!
10 октября 2007 - 16:50

ИзгнаниеЗнаете, есть расхожий упрек одного критика другому. Иной раз какую-нибудь картину хвалишь, а тебе говорят: да ничего в этом фильме нет, ты все в нем вчитал!
В ответ я обычно отвечаю: нельзя в фильм ничего вчитать — то есть, привнести смысл, которого там не заложено. Не вчитываем же мы в обычный триллер или комедию смысл экзистенциальной драмы. И не находим, например, в шедевре "Белое солнце пустыни" Мотыля того, что обнаруживаем в шедевре "Андрей Рублев" ("Страсти по Андрею";) Тарковского.
Доблесть и профессионализм критика в том, в частности, и состоит, чтобы как можно точнее и полнее понять замысел режиссера и попытаться по мере сил рассказать о нем зрителю. Чтобы зритель, быть может, нашел союзника собственным соображениям и чувствам. Отчего ему, зрителю станет немного лучше и приятнее: мол, он не один так думает. С поддержкой пусть даже и незнакомого человека все легче, верно?

Таковой я считаю и главную (одну из главных) задачу собственно искусства: благородно помогать человеку пережить свое одиночество. Тому человеку, которому это нужно, конечно.
Искусство и массовое искусство с подобной задачей, каждое по-своему, справляются отлично. Первое при этом прежде всего решает собственные задачи, а второе — обогащает продюсеров.

читать дальше

02:23 

Фильм "Код Апокалипсиса"

"Код Апокалипсиса": наша Даша и наша Russia
16 октября 2007 - 18:45

Код апокалипсисаРежиссер Вадим Шмелев и сценарист Дмитрий Карышев продолжают осваивать азы голливудского кино. Их прошлое, годовой давности, произведение "Обратный отсчет" уже выглядело вполне съедобным зрелищем, из которого запомнились слепой герой Ярмольника и покушение террористов не на что-нибудь, а на святое - на футбольный стадион во время матча.
В той картине место действия и герои были вполне узнаваемы по жизни, хотя функционировали и те, и другие совершенно по голливудским лекалам. Голливудские правила игры мы сейчас считаем универсальными для жанра (пока не изобрели других; может, и не изобретут); национальное содержание в интернациональной форме вполне парадоксально соответствует закону соцреализма (искусство должно быть "национальным по форме и социалистическим по существу";) с его требованием безусловной победы "наших".

В "Коде Апокалипсиса" зло стало гораздо более абстрактным: ну, подумаешь, ядерные заряды в четырех мегаполисах мира и некий не самый выразительный псих (в исполнении актера с достойным бэкграундом Венсана Переса), который хочет их взорвать - если я правильно поняла - исключительно из тщеславия.
И добро претерпело коррекцию. Теперь перед нами не четверка забавных жизнеподобных фриков, а совсем уж гомункулус, выведенный в тиши кабинета по образу и подобию Лары Крофт, - настоящий полковник женского пола, приятного возраста и зажигательной внешности. Где-то там, в Москве, у полковника есть начальник - генерал в кепке (обычный для советского кино в подобных ролях Владимир Меньшов), но его функция сводится к тому, чтобы быть на связи.


читать дальше

02:26 

Фильм "День выборов"

"День выборов": шутить изволите?"
22 октября 2007 - 09:46

День выборовВ 1993 году несколько выпускников театрального факультета ГИТИСа создали Комический театр "Квартет И". В 2001 году сыграли "День радио": комедия-фарс, плюс элементы "производственной" драмы, плюс рок-концерт (песни Алексей Кортнева и группы "Несчастный случай";). Спектакль идет на аншлагах, его награждают, как теперь принято, эпитетом "культовый"; удачу грех упускать, и вот в том же ключе в 2003-м состоялся "День выборов". И опять – "явка стопроцентная".
Немалая доля успеха обеих постановок в структуре действия: некий сюжет, предполагающий, в добавку с основным, все новых и новых (переменно-постоянных) исполнителей, как драматических, так и музыкантов. Так устроено цирковое представление и ревю. Важна еще непременная звездность состава – на ней зиждется любая антреприза. В звездности заключен и принцип современного телевидения и всей нынешней гламур-, масс- и поп-культуры.

"День выборов" – это приключения команды пиарщиков, которые должны ради больших денег устроить предвыборную кампанию "нужному" кандидату в губернаторы.
"День выборов" решили экранизировать. Сценарий написали Сергей Петрейков, Ростислав Хаит, Леонид Барац – они же основатели "Квартета И" вместе с Александром Демидовым и Камилем Лариным; четверо последних также исполнители ролей в фильме (всех артистов перечислить затруднительно, ибо их много и каждый точен на своем месте). Продюсерами выступили господа, прежде в кино, кажется, не засвеченные – Николай Ульянов и Олег Беглов (ссылка против вот этого имени указывает: Генеральный директор Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО, член-корреспондент Международной Академии Информатизации).
Расчет был, полагаю, таков: проверенная на публике драматургическая основа, возможность привлечь известных артистов, ненасыщаемость народной любви к комедиям в кино из-за их плохонького качества и большой редкости (кстати, картина доказывает: и с этим жанром справляемся все лучше). А также: шутки "про политику" всегда смешны электорату.

читать дальше

02:35 

Фильм "Бой с тенью – 2. Реванш"

"Бой с тенью – 2. Реванш": кто побил Ларри Палмера?
24 октября 2007 - 16:08

Бой с тенью 2. Реванш.Фильм, как всем известно, есть сиквел "Боя с тенью" (2005) Алексея Сидорова, настолько прославившегося сериалом "Бригада" (2002), что вывел своего нового героя, Артема Колчина, почти наследником по прямой. И эта идея — из криминальной среды, где часто идет драка без правил, в драку легитимную, почти благородную, в бокс, — могла бы стать смысловой, новой и предельно актуальной доминантой проекта. Однако авторы ушли в другую сторону: минимум смысла, максимум зрелищности.
И цели своей достигли в обоих случаях. Криминальный боевик со спортивным уклоном редкость на экране (полугодовой давности "Неваляшка" Романа Качанова, увы, достойным соперником не стал). Сравнивать мы можем только с американскими образцами, но лучше этого не делать. Поскольку сразу вылезает ученичество и повтор. Впрочем, отечественная юная публика в большинстве своем настолько непритязательна и благодарна за малейшее приближение к голливудским образцам, что если и не ревет от восторга, как взрослые дядьки на трибунах вокруг ринга, то уж несет в кассу свои денежки за билет исправно.
И порцию драйва, вполне соответствующую цене, получает. Оба фильма динамичны и не лишены напряжения, хотя во второй части итог — победа "нашего" — запрограммирован в названии. Как знают все, кто читает аннотации и следит за подобного рода картинами, Артем Колчин, поправив зрение и отсидев (или в обратном порядке, или параллельно, не суть), возвращается к тренировкам, чтобы выиграть-таки титул чемпиона мира. Однако сюжет опять движется не чередой спортивных и околоспортивных происшествий, а набором криминальных коллизий. Прежде основной фишкой было эффектное ограбление банка вслепую, теперь — невольное убийство, наркодельцы, захват заложника, преследование, погоня, служители закона, перемена внешности и все такое.


читать дальше

02:44 

Фильм "1612"

"1612": разгневаны все
6 ноября 2007 - 17:33

1612На удивление единодушной оказалась реакция критиков на новый фильм продюсера Никиты Михалкова и режиссера Владимира Хотиненко по сценарию Арифа Алиева "1612. Хроники Смутного времени".

Аннотацию пересказывать не буду, коротенько воспроизведу начало картины, первый кадр которой — лучший. Это крупный план некоего молодого человека в дорогой "древнерусской" одеже, с хитрым и умным, жестко-веселым, просто-таки зажигательным взглядом. Портрет сразу обещает и большой стиль, и серьезную драму, тем более что за ним бобслеем (то есть, нарезкой) идут кадры и титры о Годуновых, Лжедмитрии, польском короле Сигизмунде и походе ляхов на Москву.
Но тут появляются всадники с крыльями (которые так интриговали в рекламном ролике). Мало того, что обычный зритель не знает — достоверна ли сия деталь костюма хоть у каких войск, так еще и непонятно — "наши" это или "не наши". И вообще — это "реальные" наездники или поэтические образы в структуре повествования?
Восприятие уже сбивается, дальнейшие непонятки громоздятся и усугубляются. Некий юродивый получает затрещину — что само по себе не укладывается в голове: Божий человек! — но чуется-обещается тема самозванства на престоле. Некий кардинал отправляет в Россию не то шпиона, не то миссионера, — и тут важен текст: Россия гораздо более дикая страна, чем Аргентина. Лжедмитрий — а это его мы видели в первом кадре (артист Дмитрий Ульянов) — на масленицу выкатывает (не лично, разумеется) некую красную конструкцию для возбуждения всеобщего веселья, заставляющую вспомнить адскую машину из "Сибирского цирюльника". А затем закрывает лицо венецианскообразной маской, остающейся целехонькой, хотя Лжедмитрия уже труп как-то немедленно сжигают...


читать дальше

18:44 

Фильм "Трое и Снежинка"

"Трое и Снежинка": нулевой километр
12 ноября 2007 - 12:54

До Ремарка как до небес, но три товарища — студент, переводчик и художник — живут-поживают себе в Москве.
Однажды доброго, но недотепистого художника студент и переводчик спасают от постылой участи (папочка уготовил) наследника конфетной фабрики и мужа нелюбимой жены; короче, он сбегает с собственной свадьбы.
Затем студент-плейбой влюбляется с первого взгляда в замужнюю молодую леди с экзотической фамилией Снежинка — и теперь уже переводчик и художник должны ему помогать.
А переводчику-интеллектуалу почему-то истории не придумали. Ограничились бабушкой по прозвищу Шеф.

Основной линией фильма становятся приключения друзей в Голландии, куда мчится наша троица вслед за упомянутой замужней леди. Чтобы вернуться с тем, с чем уезжали: она другому отдана и будет век ему верна (поправка, актуализирующая сию "допотопную" мораль, в действие введена — увидите, если пойдете в кино).
Впрочем, сама дружба из-за разных перипетий подвергается испытанию — что и должно было составить, надо полагать, смысл повествования. Но и дружба в итоге возвращается на круги своя совершенно чудесным — то есть, "закадровым" — образом. И потому вся весьма условная история имеет уже совершенно условный финал.

читать дальше

02:16 

Фильм "Тиски"

"Тиски": голова раскалывается
16 ноября 2007 - 12:44

Тодоровский, сын режиссера и музыканта Петра Тодоровского, всегда был не просто успешный режиссер — модный. Он сразу снискал благожелательное расположение общественности. Его фильмы, каждый при появлении, хвалили словами "европейское кино". И действительно, они располагались довольно далеко от кино советского, классиком которого уже давно стал Петр Ефимович, — а уж от американского тем более; отличались четкой продуманной структурой и таким же изображением.
По ним было видно: человек понимает, что делает, — за подобную редкость (особенно в те времена) Тодоровского стали искренне награждать на разных фестивалях и привечать как одного из лидеров поколения. Ему легко простили бессмысленность дебютного "Катафалка" (1991). В "Любви" (1991), пленяющей достоверностью "страданий" молодых мужских тел, "не заметили" разрушающей всю постройку (допускаю, что невольной) конъюнктурности еврейской темы.

"Подмосковные вечера" (1994) — новая версия кошмара, приключившегося когда-то в Мценском уезде, вызвала некоторое недоумение своей бесстрастностью, своим ледяным голубовато-серым тоном — да Алиса Фрейндлих "сняла" претензии, Ингеборга Дапкунайте озадачила, а сцена акта на подоконнике, абсолютная новинка тогда в нашем кино, смелость, можно сказать, выдала индульгенцию автору: он такой прогрессивный, как можно быть недовольным...

читать дальше

17:26 

Фильм "Беглянки"

"Беглянки": Сейчас вылетит утка, скажите "чиииз!"
18 ноября 2007 - 13:24

Вот почему всех так будоражит продакт плейсмент – не понимаю. Ясно же: кроме псевдопатриотических блокбастеров должны быть обычные человечные картины (и нам, зрителям, таковых хочется, и хорошим режиссерам мечтается их делать). Деньги на такие фильмы собрать трудно. Приходится прибегать к разным ухищрениям. Многие люди нервничают, увидев некий брэнд в нашем кино – что, о навязчивой рекламе в жизни уже устали ворчать? А почему тогда о машинах и напитках в бондиане – с восторгом?
Я бы, наоборот, приз давала тому автору, который самым смешным образом впишет пресловутый логотип в кадр. Вот как, например, сделал Юсуп Разыков с названием одной косметической компании. И в действие сам продукт вставил – не придерешься, и удачно пошутил.
И эти заметки о "Беглянках" можете считать откровенной рекламой. Правда, без шуток.

Пятидесятилетний Разыков (филфак Университета в Ташкенте, затем сценарный факультет ВГИКА в 1986-м; пять лет был гендиректором "Узбекфильма", с 2004-го – худрук) – один из самых интересных киноавторов постсоветского пространства; сей факт известен профессионалам. Работает как сценарист и как режиссер, сам снимает по собственным сценариям. Его фильмы можно увидеть только на международных фестивалях (немало, кстати, призов), а у нас – на "Киношоке" и ему подобных форумах, представляющих кино бывших советских республик, потерянное для российского зрителя, боюсь, навсегда.
Разыков обладает ярким собственным стилем, современным и острым. Умеет сделать своего героя, маленького человека, настоящим "главным героем" событий, происходящих в его, персонажа, жизни. При этом жизнь у Разыкова остается повседневно-реальной – эта реальность равна абсурду, трагикомедии и даже совершенной трагедии. Например, в фильме "Оратор" (1998) некий добрый человек Искандер, имеющий три жены, еще влюблялся в Комиссара (женщину, не пугайтесь) и становился пламенным трибуном в пору установления советской власти в Узбекистане – но счастье почему-то терял.

читать дальше

16:22 

Фильм "Александра"

"Александра": прощай
22 ноября 2007 - 15:30

Очень давно, лет двадцать с лишним назад, режиссер Александр Сокуров, чьи работы тогда были известны исключительно профессионалам (ибо оказались под запретом), сказал: не фильму нужны зрители, а зрителю нужен тот либо иной фильм. Мы же тянемся рукой к полке с книгами и выбираем ту, которую вот сейчас захотелось прочитать/перечесть.
Сравнение с литературой принципиально для Сокурова, который не устает говорить, что сам взращен ею (и музыкой еще), что вовсе не принадлежит миру кино. Принципиально важная мысль, но я пока о другом. Картины лучших наших (снимающих на русском языке) авторов лишь в самые последние годы вдруг стали, что называется, прокатными. В фильмографии Киры Георгиевны Муратовой полтора десятка полнометражных картин — один "Настройщик" (2004) получил доступ хоть к какому-то количеству экранов по стране. Александр Сокуров - автор полусотни фильмов, из которых игровых полнометражных также полтора десятка, а кто, кроме киноведов и серьезных кинокритиков, видел хоть пять?

Сказанное ни в коем случае не означает, что новую картину нельзя смотреть и понять без знания всего предыдущего. Мы же читаем "Войну и мир" без "Анны Карениной". Но два предостережения некиноведам я себе позволю. Не судите о произведениях киноискусства по газетным заметкам дилетантов, которые в унисон вопят лишь о том, что вот в Канне или Берлине опять не наградили режиссера имярек, а подлинные причины сего им невдомек, да и неинтересны. И не верьте, когда пишут: Муратова — чернушница и не любит людей, а Сокуров — непонятен, скучен и всегда о смерти, а не о жизни. Не верьте. Идите в кино, смотрите сами — оценивайте сами.

читать дальше

14:22 

Фильмы "Русалка" и "Кука"

"Русалка" и "Кука": сказки в городах
3 декабря 2007 - 12:21
Кадр из фильма "Русалка"

Фильм "Русалка"Степень правдоподобия в игровом кино — вещь трудноопределимая, даже загадочная. Но необходимая, поскольку иначе перестаешь верить в происходящее на экране. А перестаешь верить — не сопереживаешь героям или автору. А не сопереживаешь — зачем ходил в кино, платил деньги? Что вообще тогда получил от просмотра?
Это самое правдоподобие в конце концов должно оказаться правдой чувств, и лишь она важна. Каким способом режиссер вызывает наше доверие? Каждый — своим. Иной раз на экране совершенно невероятные с виду события, даже фантастические или фантазийные, — а мы влезаем в условия игры и ни в чем не сомневаемся. В другом же фильме все совершенно жизнеподобно, а фальшь ощущается — либо человеческая (это когда автор спекулирует на переживаниях зрителя), либо "киношная" (это когда автору, честному в работе, попросту не хватает профессионализма).
Попробуем соотнести эти соображения с фильмами "Русалка" Анны Меликян и "Кука" Ярослава Чеважевского.
Но сначала все же еще раз позволю себе напомнить: нет в мировом, а тем более в нашем, кино произведений, которые призывали бы к плохому. Сознательно бы прославляли порок во всех его видах или даже просто неприличное поведение (есть политические задачи некоторых фильмов, но будем считать таковые исключением из правила; не о них речь). Все картины призывают к добру, даже если оно в финале повержено. Мы понимаем: зло все равно будет наказано, хоть на небесах, а про автора фильма думаем, вслед за классиком: "он проповедует любовь враждебной силой отрицанья".


Кадр из фильма "Кука"

Фильм "Кука"Поскольку все кино — о добре и зле, а воспитание нравственности не есть задача искусства (это задача семьи, школы и церкви), постольку настоящий киноман не хвалит картину словами "она такая добрая". Продвинутый зритель смотрит, как это сделано. И ловит нюансы. Именно в этом — интерес.

Итак, Анна Меликян представляет нам современную киноинтерпретацию одной из самых грустных андерсеновских сказок — "Русалочки" (немало критиков и зрителей вспомнило уже картину "Амели" Жана-Пьера Женэ, 2001, но мне эти два фильма кажутся схожими лишь в чем-то самом поверхностном). "Русалочка", если кто помнит, — повествование про "дикую" девочку-девушку, дочь Морского Царя, которая полюбила земного Принца, пошла из-за него на немыслимые жертвы, спасла ему жизнь, а он ее не узнал (во всех смыслах слова — не узнал, предпочел ей Принцессу).
Анна Меликян (она же и автор сценария) из вечной сентиментальной сказки о преданной безответной любви делает весьма жесткую историю "здесь и сейчас" с удивительными отсылками к мифологии вневременного (а в нашем варианте — советского) счастливо-несчастливого детства. Совершенно очевидно, что Меликян не зря училась во ВГИКе (2002, мастерская Сергея Соловьева и Валерия Рубинчика), где насмотрелась много хорошего отечественного и зарубежного кино. И — главное — сумела в своей второй полнометражной работе как-то по-своему и живо насмотренное перевоплотить, не теряя "концов".


читать дальше


17:13 

Фильм "Ирония судьбы. Продолжение"

"Ирония судьбы. Продолжение": салат оливье, как и было сказано
21 декабря 2007 - 18:58

Фильм "Ирония судьбы. Продолжение"Первый канал и Тимур Бекмамбетов запарились в попытке обнаружить времен связующую нить. И потерпели полу-удачу.

Последний государственный трюк уходящего года – выход на экраны продолжения одного из легендарных фильмов советской эпохи. Как в знаменитом праздничном салате, о котором не вспомнит разве что житель Королевства Того, куда Новый год приходит самым первым, в проекте "Ирония судьбы – 2" волей авторов собрано все.
Прежде всего, креативная и финансовая мощь, а также дерзость Первого канала, которые невозможно отрицать вне зависимости от вашего отношения к результату каждого его конкретного подвига. И даже вне всякой связи с его повседневной практикой. Индикатор, зеркало и коллективный организатор происходящего в стране и в людях (во многих, во многих), Первый канал нынче есть безальтернативное стилеобразующее и пропагандистское начало среди широких народных масс. Даже интеллектуалы и кое-где оставшиеся интеллигенты, не говоря уж о деловых людях, вынуждены с ним считаться и его оценивать. В стороне разве что так называемая продвинутая молодежь, но – я уверена – канальцы скоро доберутся и до нее.

Как известно, Константин Эрнст, глава Первого, всегда был и остается очень неравнодушен к кинематографу. И, кажется, сколь ни привлекали его лавры создателя "Старых песен о главном" (играли в постмодернизм, но уже десять лет назад обеспечили реванш эстетики соцреализма и во многом способствовали застою в массовой культуре), слаще большого экрана не оказалось ничего. Кинопроизводство Первого обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй, интересующиеся вспомнят все, но успех "Дневного дозора", как мы и предполагали год назад, оказался не то что случайным, а практически единичным.


читать дальше

03:54 

Фильм "18-14"

"18-14": Да так, брат Пушкин, так как-то все...
27 декабря 2007 - 11:17

Фильм "18-14"Опять мы имеем картину, интересную не столько саму по себе, сколько потенциально важную/не важную для процесса. Как говорится, будущее покажет.

Начнем от печки. Только три кинопроизводящие структуры обнаруживают в своей деятельности идеологию (и, соответственно, стратегию), которая выше задачи заработать деньги.
Это Первый канал, о чем мы говорили недавно еще раз в связи с фильмом "Ирония судьбы. Продолжение". Задача Константина Эрнста и Анатолия Максимова – масштабные государственные проекты, патриотичные и утверждающие "правильный порядок" всего, от истории до современности.
Это петербургская Кинокомпания СТВ и Сергей Сельянов, последовательно создающие, наоборот, по форме достаточно локальные, даже камерные, истории чаще в духе критического реализма, в которых отражается совсем иной характер действительности, но отражается полно и художественно. Вообще, Сельянов, на мой взгляд, до сих пор был наиболее успешен по сочетанию параметров количество/качество, искусство/массы, классика/эксперименты и прочих.
И это продюсер Александр Роднянский, он же – гендиректор СТС. Уже приходилось отмечать его старания сделать не просто настоящее кинозрелище для подростков и молодежи, но найти некий код подобных произведений – следуя зарубежным кинообразцам.

В данном случае, как господин Роднянский рассказывал перед пресс-показом в Питере, – британским. Там используют свою имперскую историю: адаптируя и даже трансформируя ее сюжеты, создают кассовые хиты вне блокбастерного формата. Пример – всем известные "Четыре свадьбы и похороны". "И мы должны, – говорил Роднянский, – научиться играть на разнообразных жанровых полях, чтобы привлекать аудиторию, которая сейчас в кино не ходит".
Правда, в случае с "1814" продюсерский дротик направлялся, в первую очередь и очевидно, в темечко все тех же "молодых зрителей" – ровесников героев фильма, чей возраст и зашифрован в названии: от четырнадцати до восемнадцати. Эти люди, по уверенности Роднянского, отторгают все хрестоматийное и близкое к учебнику – все , начиная с нравоучительной интонации. Спорить особо не приходится, и все же строжайший запрет в предварительной информации и рекламе картины упоминать Пушкина кажется явным перебором по концепции.


читать дальше

03:04 

Мультфильм "Илья Муромец и Соловей-Разбойник"

"Илья Муромец и Соловей-Разбойник": Богатыри, не мы
2 января 2008 - 14:48

Мультфильм "Илья Муромец и Соловей-Разбойник"Героическая трилогия "Алеша Попович и Тугарин-змей" Константина Бронзита (2004), "Добрыня Никитич" и Змей Горыныч" Ильи Максимова (2006) и "Илья Муромец и Соловей-Разбойник" Владимира Торопчина (2007) – вероятно, самый сложносоставной российский продюсерский проект новейшего времени.

Не возникнуть он не мог. В начале 90-х полнометражная анимация в мире вдруг словно очнулась после спячки в постдиснеевские времена – помог, понятно, технологический прорыв. Один за другим стали появляться фильмы, в которых рисованые персонажи оказывались живее, чем сыгранные артистами.
Почему так случилось – вопрос для теоретиков. То ли физические возможности костно-мясных физических тел оказались на пределе – гибким же вымышленным телам подвластен любой гэг, а публика жаждет все новых извивов. То ли набор людских приключений поисчерпался – у предметов, даже антропоморфных, всегда есть свои собственные заморочки. То ли реализм надоел и понадобилась другая степень условности – а сюр и абстракция лучше удаются красным кубам и черным квадратам. Или постмодернизм овладел умами…
А может, потому, что фантазия активнее простерлась в не наши – инопланетные и "тонкие" – миры, в иные времена. Философия уперлась в кризис гуманизма. Человечество впало в детство периода наскальных рисунков: теперь уж комиксы и анимэ – словно "Война и мир" рядом с флэш-анимацией… В общем, настоящий шок был у всех, когда в 1995 году Берлинский фестиваль включил в конкурсный показ "Историю игрушек".

Наши не могли остаться на обочине процесса. В 1999-м появился "Незнайка на Луне" – в общем и целом, все же лишь относительно большеэкранный (в основном расчет шел на кассеты), и только в 2003-м "Карлик Нос" был позиционирован как "Впервые в России – полнометражный анимационный фильм".
Но еще в 1998-м продюсер Сергей Сельянов (между хлопотами об отправке в Канн балабановской картины "Про уродов и людей" и выбором натуры для его же "Брата-2";), начав производство анимационного фильма "Великий волшебник Изумрудного города", признавался, что "анимация греет душу" и что "я не мог себе представить, что займусь этим производством. Но сразу, как только мы погрузились в это дело, возникли обширные планы".


читать дальше

01:19 

Фильм: "Самый лучший фильм"

"Самый лучший фильм": Продукт жизнедеятельности
26 января 2008 - 13:20

Фильм: "Самый лучший фильм"Как всем известно, "Самый лучший фильм" – пародия на некоторые отечественные кинохиты и сериалы последних лет, предпринятая продюсерами ТНТ и создателями телевизионной программы Comedy Club ради дополнительного самовыражения и, не будем ханжами, обогащения. Цепочка рассуждений проста.
Мы, мол, знаем американские фильмы-пародии, они очень успешны. Отчего же не попробовать сваять аналогичное среди родных осин? Задачка элементарна. Чтобы сделать доходную пародию, надо выбрать объектом насмешек фильмы – лидеры кассы. В принципе сгодится все что угодно – однако Тарковского пародирует Звягинцев, а его опусы все же не обеспечивают двузначно-миллионный бокс-офис. Поэтому "наш" объект – "Дозоры", "Бригады", "Бумеры" и "Няни": всенародные хиты. Поскольку своего сырья не хватило, укрепимся американским же. Популярность телепрограммы умножится на любовь к "материалу" – и доходы неизбежно возведутся в некую степень.
Примерно так, весьма оптимистично. По нынешнему, – позитивно.

Авторы данного произведения прокламируют в интервью самоиронию, а значит, хоть в какой-то степени неглупые люди. Я лично ни с Артаком Гаспаряном, ни с Гариком Харламовым (в титрах фильм заявлен как их произведение), ни с режиссером Кириллом Кузиным (прежде клипмейкер, режиссер монтажа) не знакома, поэтому определить для вас, уважаемые читатели, эту степень не могу. Но надеюсь, что вышеупомянутое слово "паразиты" всеми будет воспринято в терминологическом смысле: это существа, живущие за счет других. Любые пародисты паразитируют на достижениях авторов оригинала; таким образом, мы (публика) по определению вынуждены наблюдать отражение отражения.
Впрочем, вот коротенькое определение из Брокгауза и Ефрона: "Паразиты, низшие растительные и животные организмы, живущие снаружи или внутри другого животного и питающиеся на его счет. Сюда принадлежат многие роды грибков и червей. П. проходят иногда сложный цикл развития; см. Глисты. Частью приносят вред хозяину и служат причиной многих болезней".


читать дальше

23:54 

Фильм: "Монтана"

"Монтана": Заштатное кино
11 февраля 2008 - 12:36

Фильм: МонтанаОчередной "бандитский", простите, фильмец не скрывает основной задачи своего производства: сделать деньги. Есть и обертон — совместить полезное с приятным; он реализован съемками в Америке. Которая только в песне "гуд бай!", а на самом деле - отчего же и не поработать в условиях, гораздо более комфортных, нежели наши осинные. Да и стоимость билета с проживанием так естественно относится на счет бюджета картины…

Рассуждение обывательское, однако иного в голову не приходит. Поскольку авторы проговариваются сами уже в начальном эпизоде. Аннотация твердит о "Монтане — стране грез, синих горных озер", а ее, аннотации, клоны — о верности детской мечте как характерообразующем элементе личности Николая Уманского, центрального персонажа. Меж тем романтическая мечта двух сирых советских детдомовцев об этой самой Монтане, якобы увиденной ими по телеку, немедленно дискредитируется взрослым понятием "Клондайк". Пацаны реально хотят денег, а не путешествий с приключениями.


читать дальше

01:17 

Фильм: "Исчезнувшая империя"

"Исчезнувшая империя": ошибки разного возраста
19 февраля 2008 - 14:33

Фильм: Исчезнувшая империя Перед нами любовный треугольник на фоне календаря с датами 1973-й — 1974-й. Действующие лица — студенты столичного гуманитарного вуза.

Сергей — внук академика археологии; тогда подобных мальчиков тоже называли "золотая молодежь", а еще чаще "номенклатурными сынками", и неважно, что номенклатура была научная, а не партийно-советская. Происхождение — до поры, до времени, естественно — позволяет юнцу вести себя как попало. Дома он ворует дедовы книги, чтобы продать их в букинистическом магазине ради покупки джинсов и дисков, на советском языке — грампластинок. В институте не то что дерзит преподам, а просто их игнорирует, — доцента, вдохновенного историей партии, традиционно близорукую, а значит — беспомощную, "литераторшу"…


читать дальше

01:28 

Фильм: "Поцелуй не для прессы"

"Поцелуй не для прессы": В диафрагму. Под дых
22 февраля 2008 - 09:54

Фильм: Поцелуй не для прессы Про господина Воропаева мне известно лишь то, что он основатель и руководитель продюсерской компании собственного имени, произвел режиссерский дебют Гарика Сукачева "Кризис среднего возраста" (1997) и фильм Сергея Русакова "Что нужно женщине…" (2000). Что занимался продюсированием театральных постановок и журнала "Театр" (до 1998 года).
Из всего перечисленного видела только картину Сукачева – она не оставила должного следа в памяти зрителей из-за отсутствия в стране в ту пору кинопроката, а жаль. Произведение несовершенное, но живое.

Теперь вот всплыл иной проект, пятилетней давности. Фильм "Поцелуй не для прессы". Автор идеи и продюсер Воропаев вместе с журналисткой Еленой Исаевой написали сценарий, Ольга Жулина приняла на себя обязанности постановщика. Госпожа Жулина по образованию актриса, окончила Щепкинское училище, дебютировала в сериале "Рожденная революцией" Гелия Рябова (1974-1977), с тех пор снялась в десятке картин. Послужной список, представленный на DVD "Поцелуй не для прессы", содержит также перечень ее режиссерских работ: неигровые фильмы "Северный полюс" и "По дорогам Франции", некие пять игровых короткометражек "Легенды Арарата", и вот уже в 2007-м Жулиной экранизирована повесть Василя Быкова "Пойти и не вернуться" – фильм "Обреченные на войну".


читать дальше

01:33 

Фильм: "Мы из будущего"

"Мы из будущего": неглубоко копнули
24 февраля 2008 - 09:26

Фильм: Мы из будущего Четверо черных следопытов занимаются своим некрупным бизнесом на костях. В один прекрасный летний день к ним в поле является ведьма, которую продвинутым пацанам неплохо бы за таковую признать. Интуиция и IQ молчат, воспитание ниже уровня культурного слоя… в общем, старуха отправляет молодцев через чистилище-озеро прямиком и голышом в ад. В август сорок второго, на линию фронта.

Так вполне залихватски начинается фильм, сценарий которого сочинялся Александром Шевцовым и Кириллом Белевичем, а "киноверсию" (так в титрах) создал Эдуард Володарский, один из последних могикан советской драматургии, работавший и с Алексеем Германом, и с Никитой Михалковым, и с теми, чьи имена давно забылись.


читать дальше

Фильмы, кино – рецензии Ольги Шервуд

главная