Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

Здесь публикуются рецензии на отечественные фильмы журналистки и кинокритика из Санкт-Петербурга Ольги Шервуд. Рецензии написаны для портала ЮГА.ру. Дневник ведется не самой Ольгой Данииловной, но с ее согласия и разрешения. Несколько слов об авторе
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
01:48 

Фильм: Каменная башка

"Каменная башка": боль есть, ее не может не быть
22 сентября 2008 - 17:13

Каменная башкаПредыдущий совместный труд этих авторов — фильм "Меченосец" — вышел два года назад, в пору совсем уж отчаянной ситуации в нашем кино, когда без-мыслие и претенциозность побеждали и прямым нокаутом, и по очкам. На фоне тотального гламура и мелкотравчатых, но бодрых боевичков трагическая история человека, испытывающего боль от своей всесильности, оказалась не понята аудиторией. Страдающий, нервный и впечатлительный, фактически — интеллигентный, герой никак не соотнесся с массовым представлением о Герое; возможно, это следовало предвидеть, но оказалось неожиданным.
С той поры ситуация в отечественном кино улучшилась не сильно, но все же десяток достойных картин появилось. Их обсуждают критики и киноманы, эта самая благодарная часть публики, — активно, однако достаточно безнадежно. Сочинский "Кинотавр" и выборгский фестиваль "Окно в Европу" предъявили продукцию минувшего сезона, расклад опять удручает — полагаю, не только сноба-критика, но и "бухгалтера"-прокатчика. Понятно, что не хочу обидеть здесь ни своих коллег, ни своих друзей, в итоге мы делаем общее дело… Оно все не клеится.

Объявленные реформы в финансировании проектов будущего (кто желает, легко найдет в Интернете соответствующие статьи) пока не сулят принципиальных производственных, а тем более художественно-идейных, перемен. По-прежнему главным кажется как можно быстрее вернуться к какому-то здравому смыслу в кинематографе — что неизменно трудно, поскольку жизнь абсурдна и мрачна до невероятия.
В таком общественном и корпоративном контексте могу лишь аплодировать авторам, чем компас не сбит и показывает путь к однозначным твердым ориентирам. Как, извините, морального свойства, так и художественно-профессионального.


читать дальше

16:48 

Фильм: Кочегар

"Кочегар": Гори оно все огнем
13.10.10 в 09:26

Фильм - Кочегар Балабанову пятьдесят один; этот режиссер сейчас, по совокупности им сделанного и какому-то вектору (его картины все сильнее и глубже), – один из лучших и даже, я бы сказала, главных, в российском кинематографе. Конечно, Балабанову повезло встретить своего продюсера и единомышленника Сергея Сельянова; тому повезло не меньше, ясное дело.

Есть ощущение, что Алексей Балабанов достиг своего плато формы, того уровня мастерства, когда нет неподвластных тем, когда средства выражения мысли и эмоций приходят будто сами собой. Когда уверенность в себе позволяет полностью отмести так называемую заботу о зрительском восприятии, ибо нутром ясно: обязан все понять. С другой стороны, зритель не воспринимается начальником, которому надо потрафить, чтоб ласков был, наоборот: надо встряхнуть его изо всех сил, безжалостно, чтобы очнулся, оглянулся и взглянул. Ибо в суете и скорби дней нам легче думать, что поделать с этой суетой и скорбью ничего нельзя.

Тут непременно надо сказать, что Балабанов обращается принципиально к такому зрителю, который имеет мозг. Следовательно, способен адекватно оценивать происходящее вокруг него, в стране и в мире. А также – научился соотносить искусство с жизнью, то есть, понимать и принимать их разницу. Научился читать язык искусства, в частности, кино. А главное – умеет доверять автору художественного произведения, не спешить с оценкой увиденного до финального титра (и немножко потом, чтобы самому поразмышлять), способен быть благодарным за потрясение.

Таких зрителей нынче, увы, немного. Способные думать и чувствовать редко ходят в кино. Когда-то потенциально способные извратили свое восприятие тупизной показываемого. Но каждый хороший фильм, я уверена, увеличивает число настоящих ценителей кинематографа в его высокой, преодолевшей балаганность, ипостаси.

"Кочегар" – фильм с очень трудным, большим и больным смыслом – как повествование и конструкция предельно прост. Потому что жизнь, в сущности, очень проста. Картина состоит из череды эпизодов, которые кажутся почти детской аппликацией: контуры ясны, краски ярки, суть очевидна и однозначна.
Никакого "шага в сторону", никакой привычной "кинематографической рефлексии", никакой зауми, красивости, внешней психологии, перечислительно-пустых отсылок к разнообразным прежним зрительским впечатлениям, которые доставляют щенячью радость приобщенности. Все крайне лаконично, жестко, внутренне как бы статично, почти монументально.

Что, разумеется, работает на идею картины; для меня она в том, что наказание неотвратимо для всех, а спасти свою честь можно лишь ценой смерти.
Да, "Кочегар" – это настоящая "древнегреческая" трагедия, не сомневайтесь. Фильм и начинается горящими буквами заглавного титра – будто легендарной огненной надписью, выведенной невидимой рукой на стене пирующего царя Валтасара: мене, текел, фарес.


читать дальше.

14:42 

Фильм: "Мастер и Маргарита"

"Мастер и Маргарита": дьявольские штучки
13.04.11, 12:04

Фильм – Мастер и Маргарита Мнение о "Мастере и Маргарите" Юрия Кары, понятно, не складывается в монолит. А распадается на несколько частей.

История создания фильма впечатляет. Главный роман советской интеллигенции живописен настолько, что будто просится быть экранизированным. Однако он настолько же и философичен – а значит, прямой, да пусть даже и изысканной, иллюстрацией его смысл и дух передать невозможно. Не забудем также о количестве сцен, требующем не одной серии.
Многие видные режиссеры разных национальностей и вероисповеданий хотели все же сами УВИДЕТЬ героев этого повествования. Сумели – поляки Анджей Вайда и Мачек Войтышко, югослав Александр Петрович, англичанин Пол Брайерс, венгр Ибойя Фекете, израильтянин Терентий Ослябя. Последний сделал получасовую анимацию из самого начала романа; вот бы посмотреть. Я думаю, книга эта лишь анимации и подвластна; кстати, вот уже и сообщение подоспело: российский дебютант Ринат Тимеркаев смело занялся полнометражным мультфильмом "Мастер и Маргарита".
Многие наши соотечественники-классики уперлись в преграду высших сил – от Элема Климова (начал снимать) до Эльдара Рязанова (ему сразу запретили). Как всем известно, в 2005-м вышел сериал Владимира Бортко; славы не снискал.

Юрий Кара, дипломированный инженер-радиофизик, после учебы на актерско-режиссерском курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой во ВГИКе защитился полнометражным фильмом "Завтра была война" (1987), встреченным настолько благосклонно, что немедленно сделал еще две картины – "Воры в законе" (1988) и "Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным" (1989). Они оказались уже и конъюнктурными, и пошлыми. Когда стало известно, что Кара замахнулся на святое, понимающие люди только морщились.
Сам он теперь говорит, что обожал роман и с 14 лет его ежегодно перечитывал. Возможно, земную жизнь пройдя до половины (год рождения Кары – 1954-й), он так сроднился с текстом, что перестал воспринимать адекватно фигуру Мастера и мысль о гордыне. То есть, узнав, что начавшиеся было съемки Климова прекращены, решил сам экранизировать книгу, написал сценарий и даже нашел продюсера – компанию ТАМП (Творческая Ассоциация Международных Программ) и ее владельца Владимира Скорого.

Компания вложилась по-крупному. Говорят о 15 млн. долларов – по тем временам это вроде второй бюджет после "Войны и мира" Сергея Бондарчука (напомню, в пересчете – 25 млн долларов; четыре фильма, общая длительность восемь часов). Съемки в достоверных местах: Москва, Иерусалим. Трюковые кадры, дорогие технически и организационно. Лучшие актеры тех лет во всех ролях (не знаю, сколько тогда платили артистам, но их собственный вклад – бесценен): Ульянов, Гафт, Вертинская, Филиппенко, Никоненко, Куравлев, Мишулин… Отдельно скажу о Викторе Ракове (Мастер) и, особо, о Сергее Гармаше (Бездомный) – отношение к этим артистам у публики, а может, и у профессионалов, было бы иным, выйди картина в то время.


читать дальше

12:11 

Фильм: Утомленные солнцем-2: Цитадель

"Утомленные солнцем-2: Цитадель": природа, мать…
10.05.11, 11:50

Фильм – Утомленные солнцем-2: Цитадель Ситуация в нашем кино уже давно напоминает палату с известным номером. Больной время от времени изрекает сущие истины, однако ясно, что они безумны; никто не знает, как кого и всех вместе вылечить, а ерничать уже подло. На этом фоне остается уповать просто на новые фильмы – каждая содержательно удачная картина неизбежно повышает общий уровень вменяемости, по которой все мы разве не исстрадались в реальной жизни?

Завершение проекта "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова ждали с большим скепсисом: слишком сильно разочаровало "Предстояние", абсурдное по содержанию, абсурдно ошибочное – для мастера таких прежних заслуг – по исполнению; да сам автор за прошедший год ничем не улучшил свой, простите, имидж в глазах публики. Однако финансовый и прочий провал первой части второго фильма дилогии никак не мог остановить проект, "Цитадель" должна была быть разрушена; самые любопытные зрители все же купят билет; картину бесплатно или с большой скидкой покажут ветеранам…

От того, что скажут первые зрители своим друзьям и соседям, как известно, зависит судьба любого фильма картины, а в данном случае даже больше, чем фильма. Михалкову нужна победа – однозначная и безоговорочная, чтобы вернуть себе былую честь и славу.
Увы, безоговорочно не получилось. Воспринять "Цитадель" (с эпиграфом "Посвящается моему отцу-фронтовику";) можно сугубо полярно – и как большой плюс, и как все тот же минус. Меня это произведение прежде всего удивило.

Во-первых, в нем действительно проявилась мелодраматическая линия. Что было обещано автором, однако не ожидалось в такой силе. Отношения между комдивом-зеком Котовым (Никита Михалков), его женой (Виктория Толстоганова) и бывшим другом семьи особистом Митей (Олег Меньшиков) доведены до развязки несколькими весьма эмоциональными эпизодами. Если не вдаваться в поиски логики – уповая на "любовь зла", а сам человек непредсказуем и часто не ведает, что творит, – то интрига "доверие – верность – предательство – смирение с обстоятельствами" разыграна вполне. С обертонами "благородство" и "воля к жизни".
Сожаление тут одно: с 1994 года актеры Михалков и Меньшиков постарели, отяжелели, утеряли многое из своего мужского обаяния; лучше бы такая метаморфоза случилась только с их героями.
Еще одна "семейная" линия: девочка ищет отца – тоже, разумеется, разрешилась; к ней вернемся чуть дальше.

читать дальше

00:31 

Фильм: Generation П

Generation П: выпитое поколение
25.04.11, 12:20

Фильм – Generation П Хорошая книга Пелевина Generation "П" (написаний названия десяток, не знаю, какое верное) больше, чем чтиво: вышла в 1999-м, и в ней увидели отмычку, объяснение реальности, которая была настолько безумной, что уже одним этим безумием утомляла. Объяснение требовалось, оно и подоспело: в лучших традициях отечественной культуры писатель объяснял, что слово есть дело (слоган есть бабки), а язык (плюс "картинка") – творец мира. Форма романа была модной, постмодернисткой, так сказать, ну и немало еще книга втянула в себя пряно-острых деталей, вплоть до личного поведения автора, предпочитающего скрываться от аудитории.

Все вместе приглянулось так называемой читающей публике, тем более, что тусовка шумная, глянцем и телевизором мультиплицируемая, вот про книгу и разнеслось. А многочисленные писатели на заборах (то есть, обозреватели в газетах, которые тогда были какой-то властью; уж позабыт властям счет за ненадобностью нынче такового) книгу растолковали-превознесли. Никто не хотел узнать в герое себя, надо было громко отмежеваться от сути: представить дело так, что "мы" – не родные братья "черненьких" циничных рекламщиков, потому что, мол, лично чистенькие. Хотя сразу вспоминалось "а булку белую едят" – строчка из чего-то давнишнего, пропагандистского… завистливого.

Сам же текст не стал событием национального масштаба. Кроме всего прочего, историю там рассказана сугубо столичная: в Питере и в провинции не знаю людей, которые открывали бы шкаф, а оттуда просто выпадали бы деньги, в Москве таких знаю. Ну и телевидение делается, конечно, в Москве.
Взрослые солидные люди из статусной даже, а тем более – нормальной (научные работники, остатки итээров) интеллигенции иной раз вовсе роман не открывали, другой раз открыли – и соскучились дочитывать: запутанно, прием исчерпывается быстро, остроумие, хоть и изощренно, да однообразно, некому сопереживать.

А главное – с персонажами книги себя ведь не идентифицируешь: дешева нам субкультура пепси. Не случайно чуткий Пелевин ставит не "Поколение "П", а Generation "П": в слове поколение содержится общность, а в генерации – простая одновременность существования. Окрашенная, правда, обертонами – "американским влиянием", "генерированием" и "дегенерацией". В сущности, речь идет о еще одном потерянном поколении, очередном пушечном мясе – теперь уж эпохи воинствующих масс-медиа. Эти люди сами убили свой мозг, прельстившись, как дикари, красивыми картинками с крошечными текстами, портретами на известных зеленых бумажках и философией "вписаться".

читать дальше

Интервью с исполнителем главной роли Владимиром Епифанцевым

17:40 

Фильм: Любовь-морковь – 3

Любовь-морковь – 3": Продовольственный кризис
8.03.11, 17:17

Фильм - Любовь-морковь – 3 Итак, третья часть франшизы "Любовь-морковь". Наши старые знакомые – успешный юрист и не менее преуспевающая искусствоведка, эти как бы среднестатистические москвичи из подкатегории "гламурные", волею доктора Когана меняются телами со своими, соответственно, папой и мамой. (А вовсе не с собаками, как можно было подумать в конце прошлой новеллы и в середине этой. Что и понятно: дрессура в кино – чрезвычайно затратное дело, бюджет сразу распухнет. Выручка всегда под вопросом; задача же всего проекта – именно выручка.)

Фишка теперь в том, что юрист Андрей (Гоша Куценко) оказывается в "форме" папы – типичного солдафона (Владимир Меньшов), а искусствоведка-галерейщица Марина (Кристина Орбакайте) в облике мамы – типичного музейного работника, да еще питерского (Лия Ахеджакова). Значит, должно было сыграть противопоставление жизненных ценностей, менталитета, поведенческих стереотипов и навыков, но выдержать стопроцентно эту параллель авторам фильма (сценарист Юрий Коротков, режиссер Сергей Гинзбург) оказалось трудно. Да, родители – бескомпромиссные служаки, каждый в своей сфере, слегка туповатые фанатики. Что легко отыгрывается в мужской паре. А в женской преимущественно работает просто разница характеров: мать – сущая эгоистичная истеричка и бытовая недотепа, дочь – вполне адаптированная к карьерным компромиссам и буржуазному существованию профи.

Дополнительный конфликт заложен-кроется в отношениях родителей между собой. Он возник еще при женитьбе Андрея и Марины Голубевых. С точки зрения мамаши-снобки, это явный мезальянс: сын примитивного вояки, даром что грозы десанта, не пара утонченной поклоннице муз. В итоге Владимир Андреевич и Елизавета Николаевна терпеть не могут друг друга. А их детям тяжело принимать родителей у себя в гостях, да еще одновременно. И только внукам хорошо со всеми. Но сценарист Коротков придумать ситуацию на шесть персонажей в поисках семейной идиллии да в заданном ключе, видимо, не смог, и дети отправлены куда-то подальше от зрительских глаз.

Все дело в этом "заданном ключе". На поверку он оказался слишком сложен: комедийная путаница с очевидным морализаторским посылом (несовпадение ценностей и привычек у разных поколений – не преграда для взаимопонимания и правильной большой любви), усугубленная комедийно-криминальным обертоном. И даже, к чему еще вернемся, намеками на актуальную общественную ситуацию. При этом путаница взята как главный принцип и возведена в энную степень количественно, но качественного прибавления не происходит. Героям мы никак не сочувствуем. Ничуть не беспокоимся о финале их приключений. И тем более никакой метафоры нашей жизни не возникает.

читать дальше


Интервью с режиссером фильма "Любовь-морковь 3" Сергеем Гинзбургом

03:29 

Фильм: Служебный роман. Наше время

"Служебный роман. Наше время": поцелуй акулы бизнеса
18.03.11, 10:30

Фильм – Служебный роман. Наше время Отношение нынешнего российского зрителя к римейкам советских картин на удивление практически единодушно. Образованные цитируют Пушкина: "…не смешно, когда маляр негодный мне пачкает картину Рафаэля", "простые люди" возмущаются в стиле "Не трогай мою игрушку!". Меж тем, ситуацию (она, кстати, не многим отличается от истории с раскрашиванием старых фильмов) надо рассматривать ровно так же, как и с экранизациями по модели: жаль, что новый вариант известного сюжета плох, так ведь оригинал никуда не делся.

Фильма "Служебный роман. Наши дни" поклонники рязановского шедевра принялись бояться с момента объявления о новой версии. Опасения основывались на опыте. Во-первых, "Ирония судьбы-2" которую посмотрели "все", удовлетворила, мягко говоря, не вполне. Во-вторых, за "Служебный роман" взялась компания "Леополис", которой трудно простить фильмец "Гитлер капут" (2008). Трудно, несмотря на то, что в послужном списке "Леополиса" с тех пор появились, в частности, такие продукты, как "Любовь в большом городе" (обе части, вполне достойные в своем жанре), и неигровая картина "Девственность" Виталия Манского, и не вышедший пока в прокат фильм "Гоп-стоп" Павла Бардина.
Еще настораживало, что в компании с "Леополисом" значится украинская студия "КВАРТАЛ-95", у которой в бэкграунде КВН, мало совместимый с лирикой, а даже и с сатирой, Рязанова. Основатель "Квартала-95" Владимир Зеленский выступил и продюсером картины, и соавтором сценария, и сам сыграл Анатолия Ефремовича Новосельцева.

Строгих ревнителей процесса все это пугало до такой степени, что один из моих симпатичнейших коллег, совершенно вменяемый, даже предложил первый день проката нового "Служебного романа" отметить бойкотом этой версии. То ли не заметил словосочетания "Наши дни" в заголовке, то ли не придал значения.


читать дальше

15:23 

Фильм: Неадекватные люди

"Неадекватные люди": задрот или идеал?
17.01.11, 11:05

Фильм - Неадекватные люди "Неадекватные люди" Романа Каримова – картина не банальная. По всему.

Ее показали на прошлогоднем выборгском фестивале "Окно в Европу" самой последней в конкурсе – утром в день закрытия. Обычно в это время жюри уже отдыхает после бессонной ночи складывания премиального пасьянса, а критики – особенно те, кто разузнал потихоньку призеров, – начинают сочинять итоговые тексты. Но поскольку кризис укоротил отечественные киносмотры как минимум на день, всем приходится интенсифицироваться и, в частности, нередко вносить коррективы в сложившийся после основных просмотров пейзаж.

Имя Романа Каримова ничего не говорило абсолютно. Отборщики "Окна в Европу" не намекнули ровным счетом никому на то, что этот "черный ящик" может таить секрет. Накануне вечером все смотрели балабановского "Кочегара", ушли сильно впечатленные и рассуждали только об одном: не побоится ли жюри во главе с Андреем Хржановским дать гран-при столь жесткой картине? В итоге на утренний сеанс "Неадекватных людей" пришла малая часть фестивального люда – истинные любители кино и самые добросовестные критики. Да и зрителей собралось едва половина зала.

Отсутствовавшие кусали локти вечером, когда обнаружилось: фильм стал фаворитом – пятикратным призером фестиваля. Он получил Гран-при с уточнением "за лучший дебют" (и жюри с ловкостью вышло из ситуации: Балабанову дали утешительный спецприз "За высокое профессиональное мастерство"). Еще – диплом "За дуэт" Ингрид Олеринской и Илье Любимову, исполнителям главных ролей. Еще – диплом Гильдии киноведов и кинокритиков. Приз Конфедерации Союзов Журналистов. И, что самое примечательное, "Большую Золотую Ладью" конкурса "Выборгский счет", в котором лауреатов определяют зрители. Тут первое-второе места оказались поделены с картиной "…в стиле jazz" Станислава Говорухина.


читать дальше

02:38 

Фильм: Яйца судьбы

"Наша Russia: яйца судьбы": опять всмятку
26 января 2010 - 17:42

Фильм Наша Russia: яйца судьбыДва с лишним года назад авторы популярного в простонародных массах и среди особых снобов скетчкома на ТНТ решили в очередной раз проэксплуатировать естественное желание людей смеяться в кино и, на фоне растущего тогда благосостояния и проката, затеяли (потенциальную) комедию с привычными публике героями.

Время идет, люди взрослеют, набираются жизненного опыта, осмысливают реакцию на собственные предыдущие киноподелки, смотрят по сторонам. Пытаются/стараются думать. Дописывают-переписывают до последней минуты сценарий, стремительно устаревающий в частностях из-за идейной недостаточности – идея, как водится, заместилась желанием целого лукошка золотых яиц от одной курицы.
Результат умственных потуг в данном случае, как говорится, налицо. Московские приключения Равшана и Джумшуда (Михаил Галустян и Валерий Магдьяш), гастарбайтеров из несчастного (ибо лишился пятнадцать лет назад судьбоносных яиц) Нубарашена, прибывших в клетчатом чемодане по воле русоусого прораба Лени для ремонта одной стенки в одной богатой гостиной, да разгромивших половину мегаполиса, все-таки имеют непосредственное отношение к нашей действительности, а также к ее "веселому" отображению.

читать дальше

16:50 

Фильм: Ёлки

"Ёлки": Сказка ложь, да в ней намек
20.12.10, 13:59

Фильм - Ёлки Бекмамбетов – гениально сообразивший перенять у Эльдара Рязанова и советского телевидения идею делать фильм к главному национальному празднику – в третий раз выпускает продукт, который со временем должен (и будет, я уверена) включаться в обязательное меню 31 декабря.

Прежние опыты – "Дневной Дозор", продолжение "Иронии судьбы" и "Черная молния" – рассчитаны на разную аудиторию, по-разному оправдались художественно и финансово, но одинаково обруганы критикой и немалым числом людей из пишущего народа. Ибо многие критики все никак не научаются судить произведение по пушкинскому завету: по законам, автором для себя принятым. А народ – что удивительно и приятно – жаждет от российского кино того, чего никак не ждет от Голливуда: разговора по душам.
Судя по "Елкам", Бекмамбетов как продюсер (он в этом фильме и режиссер – вместе с Александром Войтинским, Дмитрием Киселевым, Александром Андрющенко, Ярославом Чеважевским, Игнасом Йонинасом) никому не собирается уступать место "Деда Мороза", причем добрейшего. И приближается к запросам зрителей. Конечно – так, как умеет именно он, воспитанный в традициях мировой и советской культуры, а также глобальной массовой культуры новейшего времени, активным создателем которой сам же и выступает.

Примечательно, что Бекмамбетову больше иных удалось сохранить в универсальном интернациональном коде киномасскульта национальную суть. Секрет "прост": он делает это сознательно.
И, главное, рассчитывает на вменяемых зрителей, с которыми в принципе возможно войти в контакт. Увы, нынче изрядная часть публики вот именно что – дура. Уже приходилось печатно сожалеть об этом, но вынуждена повторяться. Игнорируют начало и конец, сидят пивом, попкорном и включенным мобильником в зале, болтают громко, будто комментируют зрелище в ящике. Воспринимают любой фильм как тупой сериал – только само действие. Не желают видеть нюансов и саму образную систему.

"Елки" – проект начинался под названием "Новый год шагает по стране" – очередной тест аудитории, следующая попытка ее взять. Теперь уж целиком. Действующее лицо картины – народ от детей до стариков, точнее – до старушки. Вид фильма – сказка (кто ж ее не любит), но не волшебная, а наша родная: слегка придурковатая сама по себе и с такими же героями – свояками Иванушке. Жанр – комедия положений. Заняты узнаваемые и даже любимые (так считается) артисты, не вышедшие еще в тираж. Имеются текст, подтекст и контекст.
Текст таков: девочка-сиротка Варя соврала своим детдомовским товарищам, что ее папа – Президент. Дети требуют подтверждения; вот супермотив: не отрицают ее ложь сразу, а – докажи! Доказательством станет условная фраза, произнесенная президентом в новогоднем телеобращении к стране: "На Деда Мороза надейся, а сам не плошай". Как попросить Президента об этом? Ситуация аховая, но мальчик Вова берется спасти свою пассию, и не кулаками, а интеллектом. Вспоминает теорию шести рукопожатий: через шесть человек ты можешь добраться до любого жителя планеты.

читать дальше

17:37 

Фильм: Выкрутасы

Выкрутасы": гол Мендельсона
21.02.11, 09:30

Фильм - Выкрутасы Некто Слава Колотилов, глубоко провинциальный интеллигент – порядочный, искренний, восторженный, наивный и неловкий человек, школьный учитель в городе Пальчики (очевидно Краснодарского края, что нам с вами приятно особенно) – мечтает, как и положено такому, еще и о славе писателя. Ее нынче раздают в Москве, там Колотилову объясняют понятно что; в нервах он попадает под машину; "очнулся – гипс". Нога в гипсе, а в душе полный праздник, поскольку голливудской красоты и блестящеглазости, но при этом по-русски милая девушка Надя дает ему надежду на полное счастье в жизни. Соглашается стать женой, выбрасывая свой золотой перстенек с камушком ради до поры до времени проволочного импровизационного колечка.
(Не могу не вспомнить фильм Гарри Бардина "Выкрутасы" – анимационный, в проволочной технике, обладатель "Золотой пальмовой ветви" Каннского фестиваля 1988 года.)

Надежда и Слава уже были в нашем кино, а вот чтобы Милла Йовович да еще с Константином Хабенским – это да. Настоящий адмиральский, я бы сказала, коктейль. Отдадим дань продюсеру Бекмамбетову: актриса подобного класса в отечественном фильме, причем говорит по-русски, будто в опере поет, – достижение. И то, что она "немножко наша", не компромисс, а дополнительная приятность, повод для гордости. Не сомневаюсь, кстати, что скоро у Бекмамбетова снимется и кто-нибудь совсем "не наш".
Однако кроме такой вот презентационной, что ли, притягательности работает и другая. Тимур Бекмамбетов точно знает, что зрители-мужчины должны, извините, хотеть героиню, а женщинам обязан нравиться герой. Здесь героев сразу два, на противоположные вкусы: бывший жених Даня – Иван Ургант и настоящий жених – упомянутый Хабенский. Значит, есть шанс, что билет в кинотеатр купят поклонницы обоих.
Но главное – билет купят футбольные болельщики. Поскольку "футбол – это государство, а государство – это футбол". Заметьте тонкость: "государство", а не "страна", хотя и "страна" могла бы фигурировать. Футбол действительно уже второй десяток лет – госполитика, эксплуатирующая любовь народа к этой игре. И даже насаждающая эту страсть, заметно ограничивая народ таким вот увлечением (сопряженным с увлечением пивом).


читать дальше

04:36 

Мультфильм: Три богатыря и Шамаханская царица

"Три богатыря и Шамаханская царица": чистая сила
31.12.10, 10:11

Фильм - Три богатыря и Шамаханская царица "Какие теперь супостаты? Всех перебили… поторопились…" – вздыхают три бывших богатыря не то в отпуске, не то на досрочной пенсии. Но тут же, по всем законам правильного повествования, из тревожно сиреневого марева возникает силуэт черной птицы и узкая рука высовывается из–под балдахина…

В четвертом фильме про защитников Земли Русской зло идет от женщины – Шамаханской царицы (появившейся аккурат из пушкинской "Сказке о Золотом Петушке", вспомните также мотив "Я ль на свете всех милее…"); на все она способна, да только с возрастом справиться не умеет – потребны ей молодильные яблочки. Коварство царицы – враг русского народа; противопоставить же злу мы можем только силушку – чистую и совокупную, всех трех богатырей…

Цикл полнометражных анимационных фильмов с богатырскими (якобы фольклорными, а на самом деле целиком нынче придуманными) историями завершился. Имеет смысл вспомнить, как шло дело.
В декабре 2004 года состоялась премьера фильма "Алеша Попович и Тугарин–Змей" Константина Бронзита. Бронзит, по ту пору уже очень известный режиссер сугубо авторского анимационного кино, собравший гору призов десятка–другого международных и отечественных фестивалей, впервые в своей карьере создал полнометражный "коммерческий" мультфильм. Забавно, что еще года за два до того он говорил, что работа над таким видом кино ему представляется скучной: мол, прием найден и растягивать его на полтора часа… зачем?


читать дальше

01:24 

Фильм: "Весельчаки"

"Весельчаки": идентификация человека
18 октября 2009 - 15:19

Фильм Весельчаки Откровенно говоря, опасалась-ждала скандала в связи с появлением этой картины. Но скандала нет. Неужто наше общество внезапно стало настолько толерантно, что допускает разнообразие? Вряд ли. Скорее, не все гомофобы пронюхали о том, что в достаточно широком прокате – "Весельчаки". Или же аудитория стала настолько равнодушна, что не сподобилась на защиту своих замшелых идеалов в прессе. В любом случае, этот фильм – настолько же умный, даже хитрованский, насколько и грустный. Он подвергает каждого зрителя испытанию – человек ли ты? Хотя сам и дает ответ…

Картину эту надо посмотреть. Даже если вы вдруг, как абсолютное большинство сограждан, я уверена, не знаете слово "травести". Разве что в детстве ходили в ТЮЗ и аплодировали актрисам, довольно иной раз пожилым, которые играли мальчиков-пионеров. Они всегда были одеты в клетчатую свободную рубаху (чтобы скрыть грудь) и широкие штаны до колена на лямках серо-синего или коричневого цвета, а на голове имели то, что хочется назвать вихрастый парик. Это и есть травести (от итальянского travestire – переодевать); нынче кто ж помнит такие слова?..
Женщин же, которые наряжаются в мужскую одежду, равно как и мужчин, наряжающихся женщинами для исполнения какой-то сценической роли, так не называют. Я говорю только про обывательские именования, а не о профессиональных делах.
Дальше еще интереснее. Мужчин, которые решаются натянуть колготки, приспособить к себе лифчик, встать на каблуки и вот так выйти на эстраду, нынче немедленно обзывают нехорошим ругательством. Сами знаете, каким. Между тем, ни актеров японского театра НО, ни юношу нежного, актера же, из, например, "Гамлета" никто не подозревал ни в чем таком. Ни одному вменяемому человеку не приходило в голову заподозрить в нехорошем героев фильма "В джазе только девушки", или Дастина Хоффмана в роли Тутси, или Александра Калягина в роли тетки Чарлея. В то время как с аналогичными героями (героинями?) фильмов Альмодовара все, так сказать, сразу было ясно. Но кто такой Альмодовар огромная часть соотечественников, к счастью, понятия не имеет.

читать дальше

02:44 

Фильм: Алиса в стране чудес

"Алиса в стране чудес": дым Абсолема
9 марта 2010 - 17:24

Фильм Алиса в стране чудесСовсем немного в истории книг, похожих на "Алису в стране чудес" (будем считать обе повести оксфордского математика Чарльза Луттвиджа Доджсона, скрывшегося под псевдонимом Льюис Кэрролл, – "Приключения Алисы в стране чудес" и "Алису в Зазеркалье" – единым произведением). Главная задача этой филологической сказки – удовольствие, главные герои – слова и мысли, причем они только называют, а действуют логика и фантазия вместе с юмором и иронией. И тех, и других не нарисуешь картинками – книжные графики, начиная с Джона Тенниела, столько лет выдают Алису и более чудесатых персонажей простыми иллюстрациями к происходящему на поверхности текста. Художники в книге бессильны упасть в кроличью нору.

Многочисленные, начиная с 1903 года (найдите в Интернете забавный фильм Сесил Хепворт и Перси Стоу, он выложен), попытки экранизировать Алису тоже, разумеется, не шли дальше движущихся картинок. Оставалась надежда на анимацию – исключительно этот вид кино может в принципе создать адекватную внешность Страны Чудес и Зазеркалья (как и "географию" Гулливера, и мистику "Мастера и Маргариты"). Оставалась надежда на Тима Бертона ("Суини Тодд", "Сонная лощина", "Планета обезьян", "Эдвард руки-ножницы", "Эд Вуд", "Бэтмен"…) – этот режиссер, казалось, сможет сыграть в безумный крокет, шахматы и карты. Но фокус опять не удался. Не знаю, как там в англоязычном мире, а в нашем – не удался.

Приключения и связи (научные, литературные и литературоведческие, людские, нечеловеческие) самой этой книги, рожденной в 1865 году, достойны отдельного многосерийного расследования на каком-нибудь культурном канале. Например, мне было бы чертовски интересно понять, почему такая странная книжка – пусть и в сокращенном, адаптированном виде – вышла в Детгизе еще в 1958 году (перевод Александра Оленича-Гнененко). У нас дома сохранилось переиздание, вышедшее в Хабаровске в 1961-м (тираж 35 000, рисунки В.Васильева), – вот ведь доехало до Ленинграда… И все остальные переводы – Нины Демуровой (со стихами Маршака, Дины Орловской, Ольги Седаковой), Вл.Орла, Бориса Заходера и других – достойны своей "повести"; не говоря уж о набоковской "Ане в стране чудес", которая столь сильно русифицирована.

читать дальше

22:36 

Фильм: Гадкий Утенок

"Гадкий Утенок": годен к нестроевой
25.09.10 15:43

Фильм - Гадкий Утенок Уже все, полагаю, знают про музыку Чайковского, роль Спивакова, перья и гладкость, мюзикл и ругательство "это арт-хаус", прозвучавшее в адрес фильма от государственного телеканала; не буду повторяться.

Появление "Гадкого Утенка" Гарри Бардина следует признать абсолютным чудом.
Во-первых, это кукольная полнометражная анимация. Изобретенная сто лет назад Владиславом Старевичем, она почему-то почти всегда доставляла большее удовольствие самим кукловодам, нежели зрителям, предпочитавшим, за редчайшим исключением, рисованных героев. И нынче, в эпоху расцвета искусства изготовления самых разнообразных артхаусно-коммерческих лялек (ручная работа как протестная реакция на штамповку всех этих мейнстримных, пардон, Барбей), кукольная анимация без всякого боя отдала экраны виртуально-объемным компьютерным персонажам, хотя сама могла бы прекрасно освоить стерео и 3D-формат. Исключения единичны, особенно в полном метре.

Во-вторых, "Гадкий Утенок" чудесен потому, что это отечественный полнометражный кукольный фильм. Гораздо более трудозатратный, нежели компьютерный. Ничто в нашей стране не способствовало созданию такого. Ничто, кроме того, что здесь живет Гарри Бардин, который последние три с половиной десятка лет создает кукольные фильмы. Одушевляя все, что ни попадя, вплоть до отсутствующих людей ("Банкет") и самых разных предметов: спички в "Конфликте", веревки в "Брэке", проволока в "Выкрутасах", оригами в "Адажио"… и это не считая традиционных кукол и пластилина. Бардин всемирно признан, он обладатель "Золотой Пальмовой ветви" Каннского фестиваля (за "Выкрутасы", 1988) и множества иных наград, а также четырех премий "Ника" и премии Государственной (1999).


читать дальше

02:23 

Фильм: Океаны

"Океаны": толща
09.09.10, 09:38

Фильм - Океаны Фильм "Океаны" должен увидеть каждый человек, только не берите с собой совсем маленьких, лет до девяти-десяти, детей, потому что они могут не выдержать мощи и жестокости реального мира.

На фильм "Океаны" нельзя опаздывать – вы должны прочитать все вступительные титры, из которых понятно, сколько компаний, организаций, учреждений и администраций французских областей соединили усилия, чтобы осуществить этот грандиозный проект. И сколько продюсерам удалось привлечь спонсоров к этому благороднейшему делу (среди них банк, шейх, небезызвестная мадам Бетанкур…).
Что объединило этих людей? – Авторы проекта, его человечность, очевидная природоохранная идея, красота уникального во всех смыслах изображения и новые возможности кино.

Безусловно, важнейший момент – личность во главе всего. Продюсер и режиссер Жак Перрен – известнейший на родине и в киномире человек. Сын драматического артиста, сам начал с того, что снялся в пять лет от роду во "Вратах ночи" великого Марселя Карне (1946). Актерская карьера удалась, но, очевидно, не исчерпала запросов и возможностей индивидуальности. Перрен становится кинопродюсером, выпускает игровые, а с 1996 года и неигровые фильмы.
И вот в этой деятельности он вдруг становится совершенно особой персоной. Спродюсированный им "Микрокосмос" биологов и режиссеров Клода Нуридзани и Мари Перенну (1996), рассказывая о мире насекомых, наследовал традиции лучших научно-популярных картин о природе, в том числе и российско-советских. Терпение оператора, засевшего в кустах или в болоте ради редкого кадра, – половина дела, хотя и необходимая. Вторая половина – концептуальный гуманизм: животные в этих фильмах нередко рассматривались как "братья наши меньшие", более того – наделялись личностными свойствами. Зритель, особенно юный, сопереживал зверушке и так, незаметно для себя, воспитывался в сострадании живому миру в целом.


читать дальше

20:01 

Фильм: Овсянки

"Овсянки": дым любви
28.10.10, 09:03

Фильм - Овсянки"Овсянки" – еще один после балабановского "Кочегара" – фильм нынешней осени, который непременно надо увидеть, причем в самом хорошем кинотеатре. И ваше сердце будет растревожено тем высоким покоем, который мы в жизни достичь не можем, а только в искусстве или, быть может, в раю.
Это не пустые слова, а рожденные самой этой картиной о любви и прощании.

Сюжетная канва чрезвычайно проста. У одного мужчины внезапно умерла молодая еще жена, он просит другого (рассказчика) помочь совершить погребальный обряд. Что они и делают – под щебет и под колдовством двух птичек-овсянок. В них-то все и дело.

Денис Осокин, тридцати трех лет, родился и живет в Казани, он литератор и знаток финно-угорского фольклора и мифологии. Его дебютом в кино стал короткометражный фильм "Одя" режиссера Эдгара Бартенева (2003) – странная, впечатляющая, невыразимо красивая (оператор Николай Волков) сказка о природе и ее духах; не было точно понятно – игровой тот фильм или документальный.
Шесть лет назад Осокин познакомился с Алексеем Федорченко – режиссером, который тоже склонен к "двусмысленной", неоднозначной форме и "сложносоставному" содержанию. Во всяком случае, в этом мог убедиться каждый зритель его игрового полнометражного дебюта "Первые на Луне" (2005, сценарий Александра Гоноровского, Равиля Замалеева), который парадоксально получил тогда на фестивале в Венеции приз за лучшую документальную картину.


читать дальше

01:39 

Фильм: "Компенсация"

"Компенсация": а ну-ка, девочки…
19 августа 2010 - 14:52


Фильм - Компенсация Режиссер Вера Сторожева и сценарист Наталья Назарова компенсируют, как могут, отсутствие жизни в форматном кино.

Жила-была в подмосковной провинции семья: папа (Гоша Куценко) – простой перегонщик машин, мама и две дочки. Когда одной было шесть, а другой всего год, папа их всех бросил. То ли новая любовь, то ли жажда другой самореализации… но просто выбросил их всех троих из своего сознания и подсознания. Теперь папа занят строительным бизнесом (история умалчивает, как ему удалась подобная смена деятельности – ну так ведь это кино), живет в Москве, страшно богат, у него новая жена и маленькая дочь: "Десять лет, говорит, – абсолютного счастья".

А у подросших дочерей из первой семьи никакого счастья нет. Мама умерла от рака – с этого и начинается наше с ними знакомство; девочки случайно увидели в глянцевом журнале снимки папы с новой семьей и в "полном шоколаде", им стало обидно за свое небогатое детство. А может, обидно за то, что у них не было папы (хотя, судя по всему, они жили тяжело, но дружно). Короче говоря, сработал стародавний закон кинематографа и жизни, по которому девочки ищут отца. Множество фильмов с такой завязкой сюжета.

Наши героини, проявив отменную сообразительность, вычисляют, где можно в огромном городе найти папу: на фотографиях их младшая сводная сестренка – с виолончелью, в тексте написано, в какой школе она учится, значит, подъедем к школе – папа наверняка встречает дите после занятий. Дедуктивный метод срабатывает с первого раза (и в этой логике больше процент кино, чем реальности), но папа своих выросших дочерей, да еще надевших красивые "кукольные" платья, просто не узнает.
Тогда смертельно обиженная старшая, наслышанная – вот примета наших дней – про кражу детей ради выкупа, а также про моральную компенсацию как таковую, устраивает похищение девятилетнего ребенка. И затем по уличному телефону (знает, что надо маскироваться) требует у папы по миллиону себе и средней сестре в условных единицах за пропавшее детство.

Уж извините, что приходится пересказывать, раскрывая интригу, но иначе в данном случае никак. Сразу скажу, что фильм – динамичный, эмоциональный, местами даже трогательный, местами забавный; передаю вам лишь общую канву. Картина неплохо смотрится: физически – легко. Если не вдумываться в суть по ее ходу. Но подспудное ощущение неправды все время присутствует.

читать дальше

02:35 

Кинотавр-2010: апофеоз войны. Итоговый обзор

16 июня 2010 - 19:46

Кинотавр-2010. Закрытие
Общая погода

Минувший с прошлого июньского "отчетного собрания" действующих кинематографистов год подтвердил тогдашние опасения: зритель не разгромил кинотеатры в желании увидеть отечественные фильмы. Скромно прошли в прокате и лауреаты "Кинотавра", столь приветствуемые прогрессивной частью профессионального сообщества. А также сезон 2009/10 породил очень смутные надежды на авось — авось, и новая система господдержки кинематографа (патриотически-массовое — отдельно, авторское — отдельно) сумеет приладиться к существующим в нашем народе традициям производства. Читай: непрозрачности, недофинансированию, произволу чиновников вообще и почти двухлетнему ступору чиновников минкульта в частности. Приладится, ибо иного выхода просто нет.

Поскольку "Кинотавр" с полнейшим основанием можно уподобить главному градуснику (барометру, тонометру, рентгеновскому аппарату etc) отечественного кинопроцесса, а совокупность показанного в его фильмах — аналогичному анализатору общества, то вывод сам собой опять делается такой: оба — и общество, и кинопроцесс — весьма серьезно ранены. Недалеко до состояния комы, однако они еще имеют волю окончательно не превращаться в овощ, пытаются себя контролировать и даже себя гальванизировать.

Общество самоконтролируется, в частности, искусством. А "Кинотавр" как таковой бодрится двукратным увеличением числа гостей и участников (нынче — 5000; понятно, что многие сменяли друг друга), а также аккредитованной прессы — нас стало аж 503 человека, на сотню больше, чем в прошлом году. Но главное — начатые до периода третьего малокартинья (он еще идет) проекты завершены; как рассказывала программный директор фестиваля Ситора Алиева, 74 работы было прислано к отбору на основной конкурс, а на короткометражный — 158. Тут вопрос-опасение: сколько фильмов окажутся достойны внимания "Кинотавра" через год, если независимое/авторское кино, как утверждают многие, поставлено на грань выживаемости?

читать дальше

 

03:54 

Фильм "18-14"

"18-14": Да так, брат Пушкин, так как-то все...
27 декабря 2007 - 11:17

Фильм "18-14"Опять мы имеем картину, интересную не столько саму по себе, сколько потенциально важную/не важную для процесса. Как говорится, будущее покажет.

Начнем от печки. Только три кинопроизводящие структуры обнаруживают в своей деятельности идеологию (и, соответственно, стратегию), которая выше задачи заработать деньги.
Это Первый канал, о чем мы говорили недавно еще раз в связи с фильмом "Ирония судьбы. Продолжение". Задача Константина Эрнста и Анатолия Максимова – масштабные государственные проекты, патриотичные и утверждающие "правильный порядок" всего, от истории до современности.
Это петербургская Кинокомпания СТВ и Сергей Сельянов, последовательно создающие, наоборот, по форме достаточно локальные, даже камерные, истории чаще в духе критического реализма, в которых отражается совсем иной характер действительности, но отражается полно и художественно. Вообще, Сельянов, на мой взгляд, до сих пор был наиболее успешен по сочетанию параметров количество/качество, искусство/массы, классика/эксперименты и прочих.
И это продюсер Александр Роднянский, он же – гендиректор СТС. Уже приходилось отмечать его старания сделать не просто настоящее кинозрелище для подростков и молодежи, но найти некий код подобных произведений – следуя зарубежным кинообразцам.

В данном случае, как господин Роднянский рассказывал перед пресс-показом в Питере, – британским. Там используют свою имперскую историю: адаптируя и даже трансформируя ее сюжеты, создают кассовые хиты вне блокбастерного формата. Пример – всем известные "Четыре свадьбы и похороны". "И мы должны, – говорил Роднянский, – научиться играть на разнообразных жанровых полях, чтобы привлекать аудиторию, которая сейчас в кино не ходит".
Правда, в случае с "1814" продюсерский дротик направлялся, в первую очередь и очевидно, в темечко все тех же "молодых зрителей" – ровесников героев фильма, чей возраст и зашифрован в названии: от четырнадцати до восемнадцати. Эти люди, по уверенности Роднянского, отторгают все хрестоматийное и близкое к учебнику – все , начиная с нравоучительной интонации. Спорить особо не приходится, и все же строжайший запрет в предварительной информации и рекламе картины упоминать Пушкина кажется явным перебором по концепции.


читать дальше

Фильмы, кино – рецензии Ольги Шервуд

главная