18:01 

Фильм: "Тарас Бульба"

"Тарас Бульба": настоящий полковник
4 апреля 2009 - 13:09

Фильм: Тарас БульбаМало таких противоположных в литературе вещей, как роман "Мастер и Маргарита" и повесть "Тарас Бульба". Постороннему зрителю легко покажется, что экранизатору "городского" Булгакова (а также и не менее "городского" Достоевского) как-то не с руки немедленно после философско-фантастической прозы с кровавым подбоем браться за кровавый казацкий эпос. Но даром, что ли, Владимир Владимирович происхождением из Киева? Неужто зря он думал о "Тарасе Бульбе" уже много лет? Напрасно двухсотлетие Гоголя приближалось? Отнюдь нет. И выдал Российский канал Владимиру Бортко шанс – по совокупности обстоятельств, а главное – предвидя (прогнозируя, проектируя) государственный спрос на патриотическую тему в кино, официально неотделимую нынче от темы православной.

И Бортко, с присущими ему личной отвагой и темпераментом, почти воинскими, приступил к работе. Самым сложным, как мне представляется, был сценарий. (В титрах значится соавтор Игорь Матюшин; не станем гадать, кто это, но вспомним: в 2006-м Эдуард Володарский рассказывал в прессе о том, что это его сценарий собирается ставить Бортко, а музыку пишет Родион Щедрин; правда, в итоге композитором фильма оказался Игорь Корнелюк.)

Смачному гоголевскому тексту в мировой культуре эквивалент нашелся один – картина Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1880-1891), за оживление которой, ставшее специальным фокусом, аттракционом фильма, нужно Владимира Владимировича сразу же благодарить – столь оно получилось естественным, а не вставным, номером.
Еще важно учесть, что Бортко не, допустим, Параджанов – и преобладания живописностью над логичным повествованием ему никто не простит. Что сама тема провоцировала размах, а богатство экзотической фактуры рвалось к тщательной проработке на большом экране. Что живопись маслом на полотне протяженностью в сто минут требовала совсем иной, нежели достаточной Репину, композиции и драматургии: той, где необходимы мотивировки. И тогда понятно, что авторам пришлось кое-что присочинить; право, странны упреки в таком досочинении от критикующих картину.
Ведь у Бортко нет оснований думать, что нынешний зритель, мыслящий настоящее кино исключительно как масштабное зрелище, читал целиком и хорошо помнит повесть Гоголя, из которой вошли в поговорку две-три фразы; это вам не "Шинель", не "Ревизор", не "Женитьба", не "Мертвые души", многократно уже интерпретированные в кинематографе и на театре.


читать дальше

URL
Комментарии
2009-04-04 в 19:24 

TrashTank
"Можно выклянчить все! Деньги, славу, власть, но только не Родину… Особенно такую, как моя Россия"
лично мне Ступка в "Своих" очень даже понравился... и в телекомиксе о Невском он - один из немногих живых персонажей...

2009-04-04 в 22:26 

Ыть ыть! Завтра с утра схожу, посмотрю...

2009-04-06 в 16:04 

лень есть Антихрист (с)
Да, чувствуется, надо идти

2009-04-06 в 16:08 

Мне не понравилось.
Скучное начало...
под конец однообразное рубилово...
Второй раз точно не пойду.

2009-04-10 в 08:31 

Хотелось бы сходить...

2009-04-12 в 20:00 

Мёртвая бабочка
жизнь - это танец... мой танец
Мнения об этом фильме среди моих знакомых противоречивые. Так что не знаю идти или не идти...

2009-04-27 в 09:52 

Krasotka Siyu
Hello! How are you? Will be good to see you again...
Мне сказали, что битвы сделаны плохо (если первый план шикарен, то задний - будто светские беседы ведут), читала, что все переврали в этом фильме. Не знаю, что и думать.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Фильмы, кино – рецензии Ольги Шервуд

главная