01:05 

Кинотавр в Сочи: Двадцать лет назад замкнуло

8 июня 2009 - 12:29

Кинотавр в Сочи. Катя Вуличенко и Настя Цветаева Две темы определили церемонию его открытия – благодарность и память. Хотя началось все с неожиданного обертона в приветствии от имени Президента Дмитрия Медведева, которое зачитал специальный его представитель Михаил Швыдкой. Все как обычно: "Поздравляю с таки важным событием… "Кинотавр" много лет...", а затем: "Ваш фестиваль славится свободой творчества… двадцать лет сложной, но необычайно свободной жизни…". Не очень понятно, имелась в виду свобода устройства смотра отечественного кино или вольность создания фильмов, но это и неважно: давненько в нашем кинематографе не говорили об этом. То ли со свободой все в порядке, то ли так неизбывно плохо, что нет смысла царапать раны, то ли она скоро кончится…

Швыдкой улетел по другим делам, ему вслед группа "Чайф" запела "Время не ждет", а на экране пошла нарезка кадров, где, как обычно, тело отечественного кинематографа было представлено лучшими головами (крупные планы же) режиссеров и актеров, без деления на "своих" и "чужих". Показывали видных людей на кинотавровской синей в звездах дорожке (хотя изображение перевели в черно-белый формат – хроника же), и за признанием или уже в нем "рядом шли" те, кто сейчас подает друг на друга в суд и не подает руки. Проходы перемежались кадрами со съемочных площадок, и этот простой прием был очень нагляден: без труда не будет и наград. О чем редко думает публика, на курорте особенно страстно желающая забыть о работе.

Александр Роднянский и Игорь Толстунов, председатель попечительского совета и генеральный продюсер фестиваля соответственно, в своем первом коротком выходе благодарили тех, кто "наверху" – от господ Черномырдина и Путина, Матвиенко, Игнатенко и Сысуева, губернатора края Ткачева и мэров Сочи разных лет ("Фестиваль не мог бы выжить усилиями только тех людей, кто в этом зале"), и тех, кто "внизу" процесса и как раз в этом зале уже сидит и еще подъедет.
После чего группа Мириам Сехон очень классно затянула песню "Этой ярмарки краски…" – медленнее привычного раза в четыре. Опять пошла нарезка кадров, теперь уж с вручением призов "Кинотавра" в разные годы, и все ждалось, что сейчас музыканты наконец грянут, но художественная логика оказалась тоньше: в финале фрагмента Олег Иванович Янковский приклеил себе усы и надел зеленую треуголку барона Мюнхгаузена.


По принципу контраста затем глава Сочи господин Анатолий Пахомов приветствовал своих гостей: "Истины ради надо сказать, что сюда приезжают лучшие фильмы…" – не соврал он вслед за бароном. Представили оба жюри, сначала – короткометражного конкурса (председатель – режиссер Алексей Герман-младший), а потом и конкурса главного. Эта команда поднялась на сцену, и возглавляющий жюри продюсер Сергей Сельянов (странно, но его Кинокомпания СТВ нынче не представила ни одной картины, что позволила устроителям "Кинотавра" пригласить господина Сельянова оценить работу других совершенно беспристрастно) говорил о том, что в 1989-м, когда фестиваль начинался, "страна была другая". Что были разные периоды в нашем кино – перестроечный, кооперативный, малокартинья, многокартинья и опять – мало, но "Кинотавр" – вот он. "Это немножко игра, но мы обещаем судить честно", потому что "от чего-то сердечного не освободиться…"
Представили фильмы конкурса, а "Чайф" спел гимн пожилых ветеранов "Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли" и пожелал здоровья БГ. Дух рок-н-ролла давно покинул сам рок-н-ролл и кино тоже, но все мы ведь не перестали ждать его возвращения.

Второй выход Роднянского и Толстунова был посвящен отцам основателям "Кинотавра" – администратору, как он попросил себя называть, Марку Рудинштейну и президенту Олегу Янковскому. Благодарность им велика, память о замечательном артисте пребудет с теми, кто видел его работы, до конца наших дней. Рудинштейну отдали оба благодарственно-памятных же приза; он держал речь, был взволнован минутой слишком грустной славы, объявил минуту молчания. Янковский в расцвете лет весело и умно глянул на всех с превосходного портрета, качели из "Полетов во сне и наяву", Волшебник из "Обыкновенного чуда", ладонь у свечи из "Ностальгии" – и снова портрет, и диалог: "Вы пришли меня проводить? – Нет, мы пришли вас встретить". Музыканты из обеих команд запели "Мы прощаемся сегодня с ним. Не забывай", и церемония завершилась.

После перерыва всем дали возможность проверить состояние "молодой шпаны" на сей момент: фильмы в альманах "Короткое замыкание" продюсера Сабины Еремеевой сделали Борис Хлебников, Иван Вырыпаев, Петр Буслов, Алексей Герман-младший и Кирилл Серебренников. Картина позиционируется как "высказывание о любви нового поколения российских режиссеров". Оказалось, больше – о довольно-таки сумасшедшей жизни и людях, чем о любви.
Тень альманаха "Прибытие поезда" – аналогично манифестировавшего вот уж больше десяти лет назад тогдашнее новое поколение – пролетела где-то в окрестностях Сочи.

Затем банкетировали на пляже под полной луной.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Фильмы, кино – рецензии Ольги Шервуд

главная