Большое жюри Киношока-2009XVIII анапский "Киношок" – как сложносоставное предложение подумать сразу о многом.

… о политике

В связи с восемнадцатым порядковым номером на открытии многажды говорили о совершеннолетии (увы, тексты церемоний наших киносмотров очень редко бывают достойны самого события, "Киношок", увы, не исключение). В человеческой жизни это пора окончательного исчезновения юношеских прыщиков и время первых осмысленных поступков во имя исполнения серьезных надежд. В жизни отечественных фестивалей, насколько я могу их наблюдать, это период очень серьезного кризиса. Концепция устоялась, форма притерлась к содержанию, содержание зависит от слишком большого числа внекинематографических факторов, собственно кинематограф не в лучшем состоянии – и в целом пушкинская максима о привычке и замене счастию не срабатывает.

"Киношок", рожденный совсем в иную эпоху и названный под влиянием момента, несет в себе, как родимые пятна на теле, в высшей степени правильную идею неизбывной общности народов-соседей и подспудную уверенность в том, что искусство кино должно удивлять. Идеологически схожие киносмотры, созданные едва ли не в пику "Киношоку", появились, но реальными конкурентами не стали. С другой стороны, и сам "Киношок" – что и показал нынешний год, усугубленный кризисом, – к сожалению, больше отражает равнодушное отношение общества к достаточно невнятному для него СНГ, чем противостоит центробежным силам.
Не хватает, в первую очередь, осмысленности происходящих на пространстве бывшего СССР процессов, очевидной опаски ситуацию обдумывать и на нее реагировать. Настолько, что выход Грузии из СНГ не зафиксировали даже в официальном названии: "Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии" – где тут одна из закавказских стран? Что оказалось совсем уж абсурдно на фоне особенно и самого отчетливой нынче на "Киношоке" именно грузинской ноты.

Грузин Ираклий Квирикадзе поднимался на сцену за наградами (своими, родственными и "корпоративными") пять раз. Грузинский (совместно с Казахстаном) фильм о Грузии "Другой берег" Георгия Овашвили получил диплом "За отстаивание гуманитарных ценностей"; причем автор приехать не смог – говорят, визовые трудности (батоно Ираклию в этом смысле легче – не знаю, какое у него гражданство, но живет он в Европе, хотя много работает в Москве).
Ментально грузинский фильм "Метеоидиот" Наны Джорджадзе (Россия/Германия/Нидерланды/Италия/Финляндия) награжден за лучший сценарий – Ираклия Квирикадзе и операторскую работу Михо Квирикадзе и Валтера Ван ден Энде. Фильм "В ожидании Вано" Ольги Дарфи представил отношение грузин к прошлогодней ужасной войне. А тон был задан невольно, нечаянно: исполненная Сергеем Маховиковым и Ларисой Шахворостовой на открытии песня "Лаванда" с грузинским акцентом выразила нашу общую солидарность с грузинским народом, который точно так же не отвечает за действия своих политиков, как и все постсоветские народы.

Все это сложилось случайно, коллективная подсознанка работает безошибочно. А где сознанка? Образцовые мировые киносмотры – Канн, Берлин, даже Венеция – по-разному, но всегда соотносили себя с политикой, чем и приобрели существенную долю своего авторитета. "Киношоку" пора ощущать себя не домашней радостью бывших вгиковцев, не этакими "однокурсниками.ру", но настоящим международным фестивалем, значение которого шире и важнее, чем знакомство группы кинематографистов и критиков с продукцией определенных территорий. Пора взрослеть.
Для этого нужно совсем не много: мудрая небоязнь и интеллектуальная честность.

читать дальше