21:17 

Фильм: Царь

"Царь": без народа
13 ноября 2009 - 20:14

Фильм ЦарьПризнаюсь, после "Острова" с его фальшивостью, не смутившей изрядную часть публики, я сильно опасалась фильма "Царь", анонсируемого прежде всего как диалог носителя земной власти с выразителем власти сущей. Думалось, что, ободренный значительным успехом предыдущей картины, режиссер Лунгин и вовсе забудет о всякой ненарочитости, которая только одна и способна обеспечить доверительную интонацию в разговоре о самой правде. Опасение было, что поднятый до царского престола градус страстей увеличит и надрыв, и пошлость. Оказалось, все наоборот. Иному режиссеру "простых" людей тяжело представить, а вот героических в добре, демонических во зле – пожалуйста. И "Царя" смотришь без всякой неловкости, он эффектен, добротен, в меру жесток, в меру содержателен, в меру предсказуем, достаточно ловок с объемностью персонажей, содержит несколько достойных актерских работ (среди которых первым делом отмечу Юрия Кузнецова – Малюта Скуратов делается почти одним лишь шевелением пальцев). Немножко все слишком красиво, как всегда у "Мосфильма", так тут ничего не поделаешь, смиримся.

Причин вполне удовлетворительного впечатления вижу несколько.
Прежде всего, привычка наша родовая-вековая смотреть на иерархов хоть светских, хоть духовных как бы снизу вверх или через увеличительное стекло. Ожидаем от них всего в двойном размере: и страданий, и размышлений, и достигнутых истин, и злодейств (которые одним легко позволяем: властитель!), и светлых подвигов (которых ждем "с походом" от лиц духовного сана).
Затем – пышное окружение царя как отвлекающий, но естественный маневр. Сама фактура, декорации, одежды составляют маскирующий до известного предела орнамент. Здесь же он еще и обыгран, причем трижды. В самом начале царь Иоанн (Петр Мамонов в этом образе безусловен) от уединенной молитвы в исподнем идет к народу своему, по пути будто святым духом – ловкостью слуг своих – облачаясь в одежи царские, от обуви до "шапки Мономаховой" (второй и третий разы связаны уже с Филиппом). Сильный красивый проход с неожиданным финалом. Ожидаем, что по мере преображения того, кто вроде просветлялся в молитве, в того, кого нарекут Грозным, глаза царя отвердеют до жесткости, властности, а он импульсивно, искренне шарахается от людей, пугаясь тех, кто перед ним – ниц. И так царь боится народа своего, что немедленно начинает спектакль, но об этом чуть дальше.


читать дальше

URL
Комментарии
2009-11-19 в 01:27 

Надо было назвать фильм "Саурон", тогда бы никаких вопросов об исторической достоверности не возникло.
А так - должны быть.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Фильмы, кино – рецензии Ольги Шервуд

главная